Найти в Дзене
►TRAINS UNIVERSE◄

Поездной диспетчер. Кто управляет движением поездов?

Оглавление

Мы уже рассказывали, что железная дорога – это очень сложный механизм, для осуществления движения поездов и днем и ночью работает множество специалистов, но труд большинства из них почти не виден обывателю. В наше время, поездом управляет не только машинист, ведь кто-то должен «открывать» ему светофоры, переводить стрелки по ходу движения и регулировать пересечение с другими составами, обеспечивая безаварийность движения. Всем эти занимается одни из важнейших специалистов в сфере движения на железной дороге -­­­ поездной диспетчер. Именно эти люди ведут переговоры с машинистами, обеспечивают им «зеленую улицу» и помогают в нештатных ситуациях. Как диспетчер может управлять движением поездом? Что такое диспетчерская централизация и как она появилась? Где учат диспетчеров? Читайте уже в данной статье.

Поездной диспетчер. Источник: profinavigator.ru
Поездной диспетчер. Источник: profinavigator.ru

История развития диспетчерской централизации на железной дороге в России

Диспетчерская централизация (ДЦ) -­­ это система взаимосвязанных устройств электрической централизации и автоблокировки с управлением стрелками и светофорами станций поездным диспетчером из одного центрального пункта.

Диспетчерская централизация. Источник: company.rzd.ru
Диспетчерская централизация. Источник: company.rzd.ru

Для увеличения пропускной способности и обеспечения безопасности с развитием железной дороги требовалось создание и совершенствование ДЦ. Первая в России система диспетчерской централизации на однопутном участке Люберцы - Куровская была запущена в 1936 г. В данной системе использовался временной код для передачи команд телеуправления, поэтому она получила обозначение ДВК-1 (диспетчерская временного кода).

Дальнейшее введение в эксплуатацию и модернизация ДЦ происходило после Великой Отечественной войны. На участках Черусти – Муром и Куровская – Черусти был впервые в истории применен маршрутный принцип управления линейными станциями, были усовершенствованы аппаратура и схемы линейной цепи, называлась она ДВК-2. В 1952 г. по предложению П.Н. Жильцова и П.К. Велгистова была создана система ДВК-3, затем ­ ДВК-ЗА. На протяжении четырех лет ими было оборудовано более 1400 км однопутных линий на Северной, Казахской, Северо-Кавказских дорогах. Эти системы содержали упрощенные схемы и аппаратуру, также была увеличена емкость по количеству команд.

Опыт применения ДЦ на однопутных участках показал, что ее применение в сравнении с электрожезловой системой ускоряет движение поездов и увеличивает пропускную способность. Поэтому в 1951 году в ВНИИЖТе была разработана новая система с полярным кодированием команд телеуправления и частотным кодированием сигналов телесигнализации ­ ПЧДЦ (полярно-частотная диспетчерская централизация). Впервые ее ввели в эксплуатацию на участке Котельнич - Киров, а с 1957 г. началось ее широкое внедрение, было оборудовано примерно 4000 км железнодорожных линий.

В 1961 г. впервые на участках с электрической тягой была введена система ЧДЦ (частотная диспетчерская централизация), где все команды передавались только частотным кодом. После некоторой модернизации получила название ЧДЦМ, в 1963 г. эта система вначале запустили на участках Северо-Кавказской дороги, а затем и на других.

ДЦ “Нева”. Источник: rzd-expo
ДЦ “Нева”. Источник: rzd-expo

В 1967 г. появилась совершенно новая система, получившая название «Нева». Это была первая система с циклическим контролем состояния объектов. Ее впервые применили на двухпутном пригородном участке с интенсивным движением Октябрьской дороги. Эта система продолжает работать и сегодня на многих участках.

После модернизации система получила название «Луч» и была впервые применена в 1977 — 1978 годах на одном из участков Белорусской дороги. Была предусмотрена возможность управления маневровой работой на промежуточных станциях с центрального поста.

С 1990-х гг. проектируют и выпускают системы ДЦ на микропроцессорных ЭВМ. К таким системам ДЦ относятся системы «Сетунь», «Дон», «Тракт», «Диалог». Данные системы применяются по сей день.

ДЦ «Сетунь» первого поколения. Источник: rzd-expo
ДЦ «Сетунь» первого поколения. Источник: rzd-expo
ДЦ «Сетунь» нового поколения. Источник: rzd-expo
ДЦ «Сетунь» нового поколения. Источник: rzd-expo
ДЦ «Диалог». Источник: dialog-trans
ДЦ «Диалог». Источник: dialog-trans

Работа диспетчера. Чем же он занимается?

Диспетчера по управлению перевозками на железнодорожном транспорте можно смело называть «полководцем». Ведь именно он способен управлять работой станций от маленьких до самых больших, быстро и качественно реагировать на нестандартные ситуации и обеспечивать безопасное движение поездов.

Современное рабочие место диспетчера. Источник: lt.baltnews.com
Современное рабочие место диспетчера. Источник: lt.baltnews.com

Управление транспортом на железной дороге всегда было очень сложным, поэтому с начала широкого применения железнодорожного транспорта в диспетчерской службе существует многоуровневая система управления. На первой ступени находится поездной диспетчер. Только он один должен руководить движением поездов.

Поездной диспетчер (ДНЦ) ­- ответственный и очень умный специалист, который единолично руководит движением а своём участке и несёт за это полную ответственность. Его приказы подлежат беспрекословному выполнению работниками, связанными с движением поездов: дежурными по станции, маневровыми диспетчерами, машинистами локомотивов. Никто, кроме ДНЦ, не имеет права давать оперативные указания.

Работа поездного диспетчера. Источник: dprofrk.ru
Работа поездного диспетчера. Источник: dprofrk.ru

Согласно регламенту, поездной диспетчер всегда обязан:

  • Максимально использовать технические средства для обеспечения заданных размеров движения и сокращения времени обработки поездов;
  • Своевременно давать указания по движению поездов ДСП станций, а при необходимости и машинистам поездов;
  • Принимать меры для выполнения графика движения;
  • Контролировать работу железнодорожных станций и принимать меры к выполнению заданий по формированию и отправлению поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования поездов.
Диспетчерский пункт управления поездами. Источник: vszd.rzd
Диспетчерский пункт управления поездами. Источник: vszd.rzd

Каждый раз, выходя на дежурство, поездной диспетчер ознакамливается с поездным положением, действующими на участке предупреждениями, проверяет вступление на дежурство ДСП станций, в зависимости от обстановки дает необходимые указания о предстоящей работе, убеждается в исправности технических средств.

Также одной из важных задач поездного диспетчера является ведение графика исполненного движения, на котором он отмечает данные о движении поездов, а также все нарушения нормальной работы на участке. Помимо этого, ДНЦ заполняет специальные журналы, такие как ДУ-58 и ДУ-­46.

Поездной диспетчер. Источник: pochet
Поездной диспетчер. Источник: pochet

Среди людей, не связанных с железной дорогой, существует миф, что диспетчера видят движение поездов вживую и руководят ими, глядя на них. Но это не так! Все составы в виде линий отображаются на экранах мониторов специальных пультов управления. Узнать всю информацию о поезде ДНЦ может, всего лишь нажав на него мышкой.

Работа диспетчера очень трудная, ответственная и вовсе не веселая. Абсолютно на каждой смене ДНЦ испытывает напряжение, но любой качественно обученный и опытный работник справляется с этим и с удовольствием выполняет свою работу.

Какое образование нужно? Где его получить?

Для работы поездным диспетчером обязательно необходимо высшее образование по специальности «Эксплуатация железных дорог». Получить его можно в государственных ВУЗах путей сообщения, которые находятся в различных городах нашей страны, например в Ростове, Москве, Санкт-Петербурге и других. Обучение по данной специальности длится 5 лет и имеет очную и заочную формы обучения.

Обучение ДНЦ и ДСП. Источник: rgups.ru
Обучение ДНЦ и ДСП. Источник: rgups.ru

Про работу поездного диспетчера

Поездной диспетчер имеет пятисменный график с дежурством длительностью 12 часов. Ему предоставляется отдых продолжительностью 48 часов после дневного и ночного дежурства. Заработная плата ДНЦ составляет от 30000 до 50000 тысяч рублей в месяц. Также работники железной дороги имеют множество льгот, распространяющихся на их семьи.

Дежурный в начале смены. Источник: snowbob.ru
Дежурный в начале смены. Источник: snowbob.ru

У ДНЦ, как и у любой профессии, есть положительные и отрицательные стороны. Плюсами данной работы является престижность, востребованность и стабильность, ведь железные дороги были и будут. Минусом для некоторых считается посменный график работы (приходится работать в выходные и праздники). Профессия диспетчера требует исключительных личных и профессиональных качеств, таких как ответственность, уравновешенность, выносливость, усидчивость, наблюдательность, способность быстро реагировать на ситуацию. Также такой специалист должен иметь хорошие аналитические и организационные способности, быть самостоятельным и стремиться к увеличению знаний и повышению квалификации. Людей, которые любят железную дорогу и хотят хорошую и высокооплачиваемую работу, не пугают ни минусы, ни ответственность.

Диспетчерский пункт. Источник: ipvs.ru
Диспетчерский пункт. Источник: ipvs.ru

В настоящее время в РЖД поездными диспетчерами трудится порядка 2000 человек. Именно их тяжелый труд непрерывно обеспечивает безопасные пассажирские и грузовые перевозки по всей стране, что незаметно для обычных жителей. Такими специалистами необходимо восхищаться и гордиться!

▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼

Считаете ли Вы, что работа поездного диспетчера трудная и престижная? Или может, вы сами являетесь специалистом в данной сфере и можете поделиться опытом? Нам очень интересно Ваше мнение, оставляйте комментарии под статьей.

Если Вам понравилась статья, будем благодарны, поставленному лайку и репостом публикации в социальных сетях. Подписка на наш канал позволит Вам быть всегда в теме и не пропустить новые, интересные и полезные публикации.