Найти тему
НУАР-NOIR

«Лунная афера» как противопоставление «тоске по раю»

-2

На в высшей мере странный итальянский триллер «Отпечатки» (1975) нас вывело изучение фильмографии двух необычных актеров, в равной степени пугающих и чарующих: юной Николетты Эльми и Клауса Кински. Они появляются в указанной ленте в эпизодических ролях.

Нужно сразу же отметить, что фильм был непонятым, по крайней мере, все изученные нами рецензии были «сделаны мимо». В «Отпечатках» всё вполне логично и взаимосвязано, если знать, как расположить элементы мозаики. Опять же не надо читать аннотации: это категорически не фантастика и решительно не джалло – фильм даже не приближался к этим жанровым направлениям.

Несмотря на мнимую непостижимость, многие отмечали красоту ленты. Ещё бы было некрасиво, если оператором был Витторио Сторраро – тот самый, который создал визуальную часть «Апокалипсиса сегодня». На сей раз к сотрудничеству его привлек творческий тандем: Луиджи Баццони и Марио Фанелли. Они хотя и не приобрели всемирной славы, но очень много времени посвятили изучению мрачного жанра.

По этой причине сюжет фильма держится на важном для нуара состоянии, а именно, амнезии. Но это не просто так беспамятство, а многоуровневое. С позволения сказать, беспамятство о беспамятстве. Что невольно вызывает в памяти кульминацию одного анекдота: - Как ваши провалы в памяти? – Какие еще провалы?

Работающая синхронным переводчиком женщина обнаруживает, что напрочь потеряла несколько дней из своей жизни. Легла спать в понедельник, а проснулась в четверг. И ладно бы всё это время почивала в кровати. Нет, она что-то делала. И вот что именно, а самое главное, зачем - она хочет узнать.

Подсказку ей дает разорванная в клочья открытка, на которой запечатлен один турецкий отель. Героине смутно кажется, что она видела его и раньше, а потому она бросает все дела и устремляется на море.

В этой части повествование построено по принципу «тоски по утраченному раю» - мотиву, встречающемуся во многих кинофильмах (вспоминайте «Новый кинотеатр Парадизо» Торнаторе). Желание вернуться в свое забытое детство выражено в образе девочки-выдумщицы с рыжими волосами.

Кадр из фильма «Отпечатки» (1975)
Кадр из фильма «Отпечатки» (1975)

Она как бы является одной из проекций героини, которая (как оказалось) во время своего таинственного визита в отель была в рыжем парике. Попытки выяснить некоторые детали, оставшиеся на «тёмной стороне» сознания, нельзя назвать страшными. Они в большей степени тревожные. А поэтому общую тональность фильма можно охарактеризовать как трил-лирика.

Кадр из фильма «Отпечатки» (1975)
Кадр из фильма «Отпечатки» (1975)

Однако попытка вспомнить о чём-то утраченном несет в себе вторую тайну. То есть секрет оказался с двойным дном. И откуда-то из глубин выныривают сумрачные образы, связанные с Луной. Планета-спутник пробуждает что-то покоящееся в тёмной глубине и не просто забытое, а сознательно погребенное.

Кадр из фильма «Отпечатки» (1975)
Кадр из фильма «Отпечатки» (1975)

Из этих отрывков мы понимаем, что речь идет о «лунной экспедиции», а сама героиня, некоторое время работала на космическом конгрессе. Что она могла узнать столь страшного и непривычного? Еще раз пересмотрите сюжет с экспериментом, которым проводит Блэкмен. Его суть заключается в том, чтобы заставить человека явить свои возможности во время МНИМОГО пребывания на Луне. Но тот гибнет, сняв шлем, хотя вокруг него есть атмосфера.

Кадр из фильма «Отпечатки» (1975)
Кадр из фильма «Отпечатки» (1975)

То есть в случае с «Отпечатками» мы имеем первое в истории кинематографа упоминание «лунной аферы», которая противопоставлена «тоске по раю». Одна как бы «запускается» (то есть активируется) шокирующим знанием о другой.