На в высшей мере странный итальянский триллер «Отпечатки» (1975) нас вывело изучение фильмографии двух необычных актеров, в равной степени пугающих и чарующих: юной Николетты Эльми и Клауса Кински. Они появляются в указанной ленте в эпизодических ролях.
Нужно сразу же отметить, что фильм был непонятым, по крайней мере, все изученные нами рецензии были «сделаны мимо». В «Отпечатках» всё вполне логично и взаимосвязано, если знать, как расположить элементы мозаики. Опять же не надо читать аннотации: это категорически не фантастика и решительно не джалло – фильм даже не приближался к этим жанровым направлениям.
Несмотря на мнимую непостижимость, многие отмечали красоту ленты. Ещё бы было некрасиво, если оператором был Витторио Сторраро – тот самый, который создал визуальную часть «Апокалипсиса сегодня». На сей раз к сотрудничеству его привлек творческий тандем: Луиджи Баццони и Марио Фанелли. Они хотя и не приобрели всемирной славы, но очень много времени посвятили изучению мрачного жанра.
По этой причине сюжет фильма держится на важном для нуара состоянии, а именно, амнезии. Но это не просто так беспамятство, а многоуровневое. С позволения сказать, беспамятство о беспамятстве. Что невольно вызывает в памяти кульминацию одного анекдота: - Как ваши провалы в памяти? – Какие еще провалы?
Работающая синхронным переводчиком женщина обнаруживает, что напрочь потеряла несколько дней из своей жизни. Легла спать в понедельник, а проснулась в четверг. И ладно бы всё это время почивала в кровати. Нет, она что-то делала. И вот что именно, а самое главное, зачем - она хочет узнать.
Подсказку ей дает разорванная в клочья открытка, на которой запечатлен один турецкий отель. Героине смутно кажется, что она видела его и раньше, а потому она бросает все дела и устремляется на море.
В этой части повествование построено по принципу «тоски по утраченному раю» - мотиву, встречающемуся во многих кинофильмах (вспоминайте «Новый кинотеатр Парадизо» Торнаторе). Желание вернуться в свое забытое детство выражено в образе девочки-выдумщицы с рыжими волосами.
Она как бы является одной из проекций героини, которая (как оказалось) во время своего таинственного визита в отель была в рыжем парике. Попытки выяснить некоторые детали, оставшиеся на «тёмной стороне» сознания, нельзя назвать страшными. Они в большей степени тревожные. А поэтому общую тональность фильма можно охарактеризовать как трил-лирика.
Однако попытка вспомнить о чём-то утраченном несет в себе вторую тайну. То есть секрет оказался с двойным дном. И откуда-то из глубин выныривают сумрачные образы, связанные с Луной. Планета-спутник пробуждает что-то покоящееся в тёмной глубине и не просто забытое, а сознательно погребенное.
Из этих отрывков мы понимаем, что речь идет о «лунной экспедиции», а сама героиня, некоторое время работала на космическом конгрессе. Что она могла узнать столь страшного и непривычного? Еще раз пересмотрите сюжет с экспериментом, которым проводит Блэкмен. Его суть заключается в том, чтобы заставить человека явить свои возможности во время МНИМОГО пребывания на Луне. Но тот гибнет, сняв шлем, хотя вокруг него есть атмосфера.
То есть в случае с «Отпечатками» мы имеем первое в истории кинематографа упоминание «лунной аферы», которая противопоставлена «тоске по раю». Одна как бы «запускается» (то есть активируется) шокирующим знанием о другой.