Монголов по традиции принято представлять кровожадными и агрессивными дикарями. Без сомнения, в некотором отношении (и в некоторой части) они такими и были, особенно во времена Чингиса и Батыя, на заре создания своей империи, в "первую волну" завоеваний.
Однако в дальнейшем... Все не так просто. Читая иные источники, лишний раз убеждаешься, что нельзя всех мазать исключительно черной или белой краской, реальность оказывается несомненно сложнее обывательских представлений о ней...
Не так давно был обнаружен и введен в научный оборот приказ монгольского хана Хубилая к его вассалу - корейскому вану, отправленный в 1280-м году. Приказ содержит 17 статей, из которых особенно интересны, в плане рассмотрения взаимоотношений внутри империи, следующие...)
В переводе на современный русский:
«Статья 12. … Запрещается чиновникам отбирать жилье у населения для предоставления его своим чиновникам, размещая их таким образом, где угодно: покоренных жителей запрещается обманывать, вводить в заблуждение, давать пустые обещания.
Статья 13. Военным чиновникам следует вести пропаганду среди воинов против бандитизма. Запрещается грабить население и торговые магазины, захватывать дома, имущество, пахотную землю, цветы, фрукты, сосны, бамбук, овощи, грибы, различные деревья и сады. Если имеются награбленные вещи, то следует возвратить их хозяевам. А также запрещается разрушать чужие дома, вскрывать могилы с целью ограбления.
Статья 14. Запрещается военным чиновникам и воинам насильно жениться на женщинах и девушках в покоренных городах и селах. Запрещается им, даже если женитьба состоялась по обоюдному согласию, торговать самовластно родственниками жены и прочими домочадцами, слугами и женить их.
Статья 15. Строго запрещается военным чиновникам: на захваченных земельных участках, как и в тех местах, где будет располагаться гарнизон и по которым предстоит проходить войскам и табунам войсковой части, на сделанном по приказу хагана заповедном месте собирать в большом количестве скот, позволять им топтать зерновые культуры на земельных участках местного населения и обгладывать фруктовые и тутовые деревья. Запрещается убивать домашних животных, а именно: свиней, кур, гусей и уток. Запрещается грабить население, пусть даже это будут незначительные вещи частной собственности»
Каково? Кровожадный монгольский хан (точнее, хаган - так в исходном тексте) устраивает разнос своему вассалу за произвол его военных и гражданских чиновников! А то совсем страх потеряли, понимаешь - дома и земли отнимают, народ грабят, на девушках насильно женятся, да еще и родственниками их торгуют...))
Отсюда следует 2 основных вывода: первый - явления эти в землях корейского вана приобрели поистине фееричный размах, раз уж дошло до самого императора, выше которого только Небо. И он лично озаботился урегулированием ситуации (или хотя бы попыткой в таковое).
И второй, главный, пожалуй...
Всего этого было нельзя. На землях империи должен быть порядок. Мародерство, насилие, прочие... Издержки войны со стороны воинов по отношению к местному населению недопустимы. И это - официальное мнение великого хагана. Как уж оно на местах исполнялось - вопрос другой, на тех местах отродясь не бывало так, чтоб означенных проблем не возникало...))
Но времена уже стоят не Чингисовы. Взять "огнем и мечом" все, что ему надо, воин уже не может. По крайней мере - не сильно наглея...))
Так, например, во время вторжения в Европу, в 1241 году в плен к монголам попал венгерский священник Рогерий. Причин любить захватчиков он не имел совершенно. Но в то же время, благополучно выпутавшись из всех передряг, он писал, что на сторону монголов перешло много венгерских и немецких рыцарей. И с их помощью, через них, монголы распространяли призывы к населению вернуться в покинутые дома, обещая, что не станут их грабить. По крайней мере, с особой жестокостью...))
Здесь опять-таки показательно. На сторону захватчиков перешел ряд местных феодалов, которые явно остались при своем, не потеряв ни земель, ни замков. А чего стоят земли без трудового населения? Шиш с маслом они стоят без тех, кто будет растить хлеб, ловить рыбу, собирать мед и давить виноград...
Но вернемся на Восток, в древний Китай. Из хроники "Юань ши":
«В пятой луне царевич Асудай, по причине того, что охотился верхом в одиночку, потравил хлеба у простого народа. Государь , узнав об этом, укорял его, а нескольких человек, служивших в ближайшем окружении [царевича], за это подверг порке. Одного рядового воина, что отобрал у крестьянина луковицу, [государь] немедленно предал показательной казни. С тех пор никто не смел ни на йоту нарушать законы»
Случай, описанный здесь, произошел в период с 4 июня по 2 июля 1258 года. Царевич Асудай, получивший "выговор" за потравленные хлеба - это сын самого Менгу-хана!
И мне теперь очень интересно, был ли подобный случай в цивилизованной Европе. Чтобы принца король-батюшка хотя бы словесно "укорял" за крестьянские посевы...)
Нет, в более поздние эпохи, ближе к Новому времени - случалось. Но в самое что ни на есть дремучее Средневековье...
Разумеется, о каком-то гуманизме речь здесь не идет. Не было тогда вообще такого понятия. Дело в том, что у монголов (в значении - представителей имперского "суперэтноса" и носителей имперской идеологии) было сугубо прагматическое мнение относительно территорий, которые они намеревались взять, а не просто прийти и ограбить. Население покоренных земель должно быть лояльно. Тогда оно не доставляет проблем с бунтами и выплачивает больше налогов. А вот те, кто осмеливался бунтовать...
Первая атака на Волжскую Булгарию в 1236-1240, сразу после которой вторжение хлынуло на Русь, и сопровождавшаяся едва ли не глобальной резней, оправдывалась (в глазах монголов) тем, что булгарские эмиры вначале объявили монголам войну, нанеся ряд поражений возвращавшимся в степь туменам Джэбэ и Субэдэя. Затем, после ответного удара, признали поражение, формально подчинились... Но впоследствии взбунтовались. А подобного монголы не прощали, самым страшным преступлением в их глазах было предательство.
Удар хана Тохтамыша по Москве в 1382-м тоже объяснялся (с точки зрения хана) тем же самым: бунт, мятеж в отдельном улусе!
А любой бунт должен быть подавлен максимально жестко, в этом залог выживания империи...
Источник - Р.Ю.Почекаев, "Монгольские завоеватели и мирное население: правовые аспекты взаимоотношений", из сборника материалов "ВОЕННОЕ ДЕЛО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ: проблемы и перспективы изучения"