15,9K подписчиков

Настоящая причина бегства пророка Ионы

454 прочитали
Может показаться, что страх перед ниневитянами явился основной причиной бегства Ионы в совершенно противоположную сторону, в надежде достичь края мира (Фарсис) и переждать.

Может показаться, что страх перед ниневитянами явился основной причиной бегства Ионы в совершенно противоположную сторону, в надежде достичь края мира (Фарсис) и переждать. Совершенно естественно предполагать, что Иона наслышанный о жестокостях ассирийских царей, явственно себе представлял, что с будет с ним, явись он в столицу империи с проповедью о грядущей гибели города и его жителей. Но нет.

Читая внимательно всю книгу, а она на удивление короткая, но вместе с тем весьма емкая, обнаруживаются потрясающая по своей неординарности причина, почему пророк так упорно отвергал призыв Божий: "встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нём, ибо злодеяния его дошли до Меня. (Иона. 1.2) и всеми силами старался этот призыв не выполнять. Причина кроется в другом, и эту причину сам пророка озвучивает в последней главе книги, вот она:

"Иона сильно огорчился этим и был раздражён. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда ещё был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии." (Иона 4.1-2.)

А теперь по порядку.

Более внимательное прочтение обнаруживает множество любопытных деталей. Во-первых, если мы затронули тему страха, то действительно, ниневитяне отличались умопомрачительной жестокостью в отношении завоеванных народов. Одна цитата ассирийского владыки показывает, насколько реальной была угроза для пророка: "Из ушей юношей я сложил груду, а из голов старцев – башню. Детей я сжег, город разорил и сжег". Нравы ниневитян и их правителей повергали в ужас, тех, против кого был направлен гнев империи. Немудрено, что это первое, что приходит на ум, так это страх. Но, в первой главе книги о страхе пророка нет и речи, а о тех, кто по-настоящему испытал подлинный ужас, оказалась команда корабля, на котором Иона пытался пуститься в бегство. Три раза в первой главе говорится о страхе перед бурей, что развернулась на море.

"И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу..." (Иона. 1:5)

"И устрашились люди страхом великим..." (Иона. 1:10)

"И устрашились эти люди Господа великим страхом..." (Иона. 1:16)

Можно проследить своего рода динамику в том, как страх из животного, страха перед катастрофой, постепенно сменяется страхом суеверным, и в конце концов страхом перед Богом, побуждающим резко сменить направление жизни, отвергнуть прежние взгляды, выбросить за "борт" все то, что противоречит Ему и принести обеты. Интересная кстати мысль.

Пророк же, все это время мирно спит в трюме и не подозревает о глубочайших процессах в душах моряков, которые в этот момент, вплоть до расправы с Ионой (по его просьбе) испытали настоящее покаяние и "и принесли Господу жертву, и дали обеты." (Иона. 1:16)

Не только ниневитяне были обращены от своих злых путей, есть еще горстка людей, что испытали покаяние и этот случай занимает не последнее место в книге пророка Ионы.

Второй, по своей значимости, прелюбопытный эпизод кроется в молитвах Ионы. Об этом я размышлял все эти дни, с момента написания последней статьи и этот момент заключается в слове "милость". Два раза это слово звучит в разных контекстах, как по отношению к себе, так и по отношению к остальным в молитвах пророка. Впервые мы слышим молитву Ионы из чрева кита. Удивительно, что молитва звучит в лучших традициях книги Псалтирь. Более того, изучая словоупотребление, я обнаружил, что из 245-ти случаев появления еврейского "hesed" и однокоренных с ним, 119 раз эти и подобными им слова приходятся на книгу Псалмов. Интересно, не правда ли? Сама молитва напоминает собой плач, подобно плачу царя Давида, когда он в своих метаниях и злоключениях, спасаясь от Саула, переживая о убийстве Урии (мужа Вирсавии) выражал свое душевное состояние словами, что мы в данный момент слышим из уст пророка Ионы.

" к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой." (Иона. 2:2-4)

Апогеем всей молитвы можно считать вот этот отрывок: "Чтущие суетных и ложных [богов] оставили Милосердаго своего..." (Иона. 2:8)

Скажу сразу, текст достаточно труден для перевода, если читать его дословно, это становится очевидным. Переводчики предлагают смысловой вариант, который заключается в том, что люди ищущие спасения в источниках спасением не обладающим, пренебрегают истинным, могущем на самом деле принести облегчение и милость, вопреки ложным и не имеющим смысла. Я не буду приводить все версии переводов, их действительно много, даже в современных российских вариантах.

Слово "милость" впервые звучит в молитве Ионы, он направляет к ней свой взор и все свое упование. Удивительным на этом фоне является вторая молитва, когда раздраженный пророк, после своей миссии, обойдя город узнает, что Бог решил спасти Ниневию, жители которой решили оставить свои гнусные занятия, отвергнуть ложный выбор, исправить свои пути и во вретище и пепле раскаялись в злодеяниях. Бог говорит Ионе: "И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел."(Иона. 3:10)

Этот случай и становится настоящей причиной бегства, раздражения, не желания выставить себя в качестве лжепророка. Иона говорит: "о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей?" (Иона. 4:2)

Пророк опять обращается к своей теологической базе и буквально цитирует в молитве слова, которые Бог сказал еще Моисею, в момент явления ему Своей славы.

" Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный..." (Исх. 34:6)

Вторая молитва Ионы является прямой отсылкой к этому эпизоду, пророк очень хорошо знал, что Бог может отвести бедствие и это его на самом деле огорчало в данный момент.

Вот такие наблюдения накопились у меня за прошедшие несколько дней, и думаю, что можно еще многое подчерпнуть из этой короткой, но очень емкой книги трагедии и славы пророка Ионы. Обратите внимание, я не делаю всех выводов, оставляя пространство для ваших мнений.

Всем доброго утра.

Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен.

Сбер: 4276 2200 1586 0243