На днях Путин ввёл на присоединённых украинских территориях военное положение, в приграничных с Украиной областях - средний уровень готовности, а в центральном регионе - повышенный уровень готовности. В сегодняшнем материале я хочу разобраться, как сложившаяся обстановка отразится на хобби - как моём, так и тысяч других людей, увлекающихся железнодорожной фотографией.
Что означают все эти уровни для простых людей - я думаю, понятно из рисунка, а как это сработает на практике, мы вскоре сами увидим. Однако, возникает вопрос: а как теперь фотографировать поезда? Да - это, конечно, проблема не первостепенной важности, но всё же волнует многих моих подписчиков, а потому я считаю необходимым о ней поговорить. Я поделюсь своим личным мнением и опытом, которые не являются единственно верными, но вероятно, помогут кому-нибудь избежать неприятностей.
Итак, мы имеем несколько уровней готовности.
Если вы находитесь в красной зоне и вас заботит мысль, как бы что сфотографировать, то у вас, вероятно, проблема с головой. Немедленно уезжайте оттуда, если есть такая возможность.
Если вы в оранжевой зоне, то совет примерно такой же, однако если сфотографировать что-то ну прям надо любой ценой (интересно, что в этих областях в теории может быть настолько эксклюзивного, ТЭ3 с грузовым поездом?), сделайте одно фото и немедленно уезжайте оттуда.
Итак, переходим, собственно, к правилам безопасной съёмки поездов, которые, по моим наблюдениям, должны будут работать в жёлтой и зелёной зоне. Я не обещаю, что всё будет именно так, как я пишу, но давайте всё же предположим. Напоминаю, что этот режим не предусматривает запрета на фотографирование железных дорог, во всяком случае, мне не удалось найти какого-то документа, устанавливающего этот запрет, а в мирное время такого запрета абсолютно точно не существует.
Первое и главное правило - фотографируйте, стоя подальше от путей.
Если вы фотографируете поезд, то локомотивную бригаду раздражает скорее не столько факт съёмки, сколько ваше нахождение рядом с путями. Согласно технике безопасности, наименьшее расстояние до проезжающего поезда - 5 метров, но для вас - чем дальше, тем лучше, особенно это важно на нагруженных ветках, как Вековка - Муром, где грузовые ходят каждые 10 минут. Там даже в 2012 году фотографировать было опасно, а уж сейчас туда и вовсе не стоит совать свой нос, к тому же, там нет ни красивых пейзажей ни интересных локомотивов.
Также не стоит фотографировать, находясь на соседнем пути. Понятно, перед этим вы убедились, что не едет встречный поезд и стоите не в колее, а сбоку, но откуда этому машинисту знать, что вы задумали? К тому же, такие фотки - далеко не самые красивые.
Лучше всего фотографировать с расположенных поблизости холмов, гор или других возвышенных объектов. Так вы сделаете более красивую фотографию, а также обезопасите себя от излишнего внимания. Если локомотивная бригада увидит, что вы фотографируете их, стоя на горе, на выемке, на холме, или пусть даже в поле, но на удалении от путей, то с очень высокой вероятностью, ваше присутствие будет им, как говорится, до фонаря. А если какой-то машинист с синдромом вахтёра сочтёт уместным о вас сообщить, и к вам приедет чёрный воронок, то у него хотя бы не будет законных оснований сопроводить вас к себе, так как нахождение в условном поле, как и фотографирование, не запрещено. Рискну предположить, что такой принцип сработает и в оранжевой зоне, но проверять это не советую.
Неплохие фотографии можно сделать на железнодорожных переездах, встав на обочине автомобильной дороги подальше от путей, особенно удачно получаются снимки на неэлектрифицированных железных дорогах при длинном фокусном расстоянии. Ну и конечно же, это безопасно.
Второе правило - фотографируйте вне поля зрения тех, кому это может не понравиться
На платформах вокзалов и остановочных пунктов, а также в других местах обслуживания пассажиров (пешеходные мосты, переходы, переезды, тропинки вдоль путей) вам находиться разрешено, как и фотографировать. Но всё же любителям вокзальной съёмки я посоветовал бы делать это, когда рядом нет того, кто мог бы предъявить претензии, ведь синдром вахтёра никто не отменял. Причём, это могут быть не только сотрудники безопасности, но и какие-нибудь случайные люди, чаще всего деды-колдуны, сознанием оставшиеся где-то в 50-х годах. Да, вы будете правы, но каких вам это может стоить нервов, и будет ли стоить их ваша фотография ЭП2К в корпоративных цветах на фоне пивных ларьков?
Третье правило - на подъездных путях, скорее всего, всё останется как было
Исходя из моего опыта, я предполагаю, что на подъездных путях правила игры останутся примерно теми же, какими были всегда: где всем было без разницы, там и будет без разницы, а где были проблемы, там и будут проблемы. Тут лучше всего пользоваться моими общими правилами, а также вашим личным опытом посещения тех или иных веток.
Четвёртое правило - чего сейчас точно делать не надо
Не фотографируйте в парках станций, и вообще на станционных путях. Такие фотографии чаще всего не представляют художественной ценности, зато, особенно, если станция крупная - очень вероятно, что вами заинтересуются местные безопасники. Вам точно нужна фотография облезлого ВЛ11 на фоне многочисленных столбов и проводов, за которую вы можете заплатить парой часов тупых бесед с охранником или полицией?
Также я посоветовал бы отложить до лучших времён походы по локомотивным и моторвагонным депо. Да - многие из них являются проходным двором, однако это не отменяет возможности для сотрудников охраны выследить вас по камерам и задержать. Тем более, и фотографии на территории депо не каждый может сделать красиво.
Ещё раз напоминаю: большинству железнодорожников мы с фотоаппаратами не интересны, если не наглеем. Изредка находятся не большого ума локомотивщики, показывающие средний палец на камеру, и позорящиеся потом на весь интернет, большинство же относятся с пониманием, и даже сами не прочь пофоткать поезда. Поэтому сейчас, когда они получат распоряжение докладывать наверх о посторонних людях на путях, нам самим нужно будет отнестись к ним с пониманием и во время съёмки соблюдать как правила техники безопасности, так и правила приличия.
Давайте сделаем выводы.
Отвечая на основной вопрос подписчиков, я считаю, что мы можем продолжить фотографировать поезда в жёлтой и зелёной зоне. При этом:
1. Стоять подальше от путей, не привлекая внимания
2. Снимать вне поля зрения людей, которым вы не хотите объяснять цели съёмки
3. Избегать Вековки, Рузаевки и других подобных железнодорожных узлов вдали от населенных пунктов но с большим количеством грузовых поездов
4. Не лезть в депо и на другие объекты, которые, очевидно, охраняются
5. Не фотографировать в парках станций и вообще туда не ходить
6. Уважительно относиться как к работникам железной дороги и полиции, так и к сотрудникам охраны, какими бы абсурдными вам не казались требования особенно последних.
Повторю ещё раз: если к вам возникают вопросы, то скорее всего, они связаны не с фактом съёмки, а с фактом нахождения вас там, где вам находиться не надо.
Добавлю также, что последние лет 10 я руководствовался этими принципами, фотографируя поезда, и у меня не было никаких проблем ни с охраной ни с полицией. Думаю, сейчас эти принципы особенно важны.
Ну и напоследок, ещё раз повторяю, интересуйтесь политикой. Нужно иметь деревянную голову, чтобы не понимать, что сейчас политика, которую вы обходили стороной, делает жизнь каждого из нас хуже, кого-то отправляет на войну убивать и умирать, ну а теперь она добралась и до нашего хобби (хотя это, конечно, меньшая из бед, о которой можно было и вовсе промолчать, однако на этот разговор возник запрос читателей).
С вами был Блог ЖД Фотографа. Будьте осторожны, берегите себя, а если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях, или расскажите о своих "приключениях" во время фотоохоты.
До скорого!