Помните ли вы что-то про Родезию? Ну, это где Скауты Селуса, чернокожие террористы из ZANLA и ZIPRA, кровавый расист Ян Смит и некоторое число белых и чёрных людей, желающих просто мирно жить на своей земле – Родезия.
Собственно, как мы все понимаем, взлгянув на карту Чёрного Континента, никакого государства с таким названием больше не существует, есть Зимбабве, но сегодня речь всё-таки пойдёт не о нём.
Впервые белые переселенцы двинулись в этот регион после того, как 29 октября 1889 года королева Виктория предоставила Британской Южно-Африканской Компании разрешение на исследование и управление землями. лежащими к северу от реки Лимпопо.
По сложившейся к тому моменту африканской традиции вскоре вспыхнула война – в 1893 году племя матабеле посчитало, что прибывшие белые люди слишком много себе позволяют. Те же посчитали ровно наоборот – они пришли на эту землю жить, непонятно, зачем здесь оказались чёрные. Однако слово за слово, и хоть в бою у реки Шангани был уничтожен крупный патруль британцев, в последовавшей затем битве под Бембези войска матабеле были разгромлены, а через два месяца, в самом начале 1894 г., умер их лидер, вождь Лебенгула. На этом конфликт был завершён, но, опять же, по традиции – не исчерпан.
В 1895 году в соседнем Трансваале восстали англичане против власти буров, на что родезийцы ответили патриотическим порывом и рейдом доктора Джеймсона вглубь Трансвааля. Рейд закончился разгромом и пленением англичан бурами, ну, а сама британская колония оказалась почти без войск, чем воспользовались беспокойные матабеле. Восстание длилось до 1898 году, и было подавлено только с участием прибывших на помощь к осаждённому владению британских подразделений из Наталя и Капской колонии.
После этого военные волнения на этой земле закончатся на долгие годы — родезийцы будут принимать участие только в войнах Британской империи: сначала – во Второй Англо-бурской (полк добровольцев Южной Родезии), затем – в Первой Мировой (два полка для войск Британского Содружества, общей численностью в 5 000 чел.).
После войны Родезия получает статус самоуправляемой колонии и уже на поля Второй Мировой в помощь метрополии отправляет не только пехотинцев, но и три эскадрильи: 237-я и 266-я истребительные и 44-я бомбардировочную. Они принимали участие в Битве за Британию, сражениях в Северной Африке и Европе. Родезийцы воевали на большей части театров военных действий. В Северной Африке действовала Группа глубинной пустынной разведки, Long Range Desert Patrol — «Крысы пустыни». В Бирме и Индокитае — родезийские африканские стрелки вместе с королевскими африканскими стрелками (King's African Rifles) служили в составе 22-й (Восточноафриканской) отдельной бригады. Это подразделение успешно участвовало в боевых действиях в апреле 1945 года и в целом хорошо проявило себя в Бирме.
И даже после окончания войны Родезия помогла Великобритании своими военными частями: в 1951 году группа добровольцев присоединяется к британским войскам в Малайе, а в 1952 году – в конфликте в зоне Суэцкого канала. В общем, вклад в судьбу империи был ощутимым, особенно по мнению самих родезийцев, а потому поближе к Году Африки из Солсбери стали всё громче звучать голоса о предоставлении им независимости – де мы тоже заслужили, многоуважаемые господа из Альбиона. Но у тех были свои замыслы насчёт независимости колоний.
В 1962 году в Родезии к власти приходят белые националисты из Родезийского фронта, одержав убедительную победу на выборах. Опасаясь того, что задуманная Лондоном конституционная реформа в их стране может привести ко власти чёрных националистов, они начинают… Да ничего они не начинают – в отличие от соседней ЮАР с их режимом апартеида Родезия была островком свободы и демократии посреди африканского буша. Политики расовой сегрегации там не проводилось – её заменял имущественный ценз. Совершенно было не важно: белый ты или чёрный – главное, чтобы у тебя были деньги. То, что земля – основной источник дохода родезийц
ев – принадлежала белым фермерам, ну, так это исторически сложилось. Что характерно, в целом внутри страны подобное положение устраивало большинство людей (как белых, так и чернокожих). Эх, знали бы они, что станет с их страной буквально через два десятка лет…
Но это будет потом, пока что в 1964 году Премьер-министром становится Ян Смит и вначале пытается договориться с Лондоном, который упорно хочет отдать власть в стране большинству, которое (кто бы мог подумать) черное. Переговоры в итоге заходят в тупик, Солсбери инициирует общенациональный референдум по итогам которого 90% белого (читай «имеющего право голосовать») населения высказывается за независимость. И вот, 11 ноября 1965 года Родезия объявляет о независимости.
Англичане оказались закономерно против такого развития событий, посчитав это самым обычным мятежом в колонии. От прямого военного вмешательства было решено отказаться – всё-таки, это центр Африки, неудобная площадка для вторжения. Но вот ударить через ООН по экономике новообразованной страны Лондону не мешал никто. Точнее – не захотел мешать.
С 1966 года в силу вступают санкции против Родезии, как страны, цитирую, «являющейся угрозой международному миропорядку». Другим странам запрещается приобретать родезийские товары: асбест, железную руду и металл в чушках, медь, хром, сахар, табак, чай, зерно, мясо, кожу и шкуры животных. Но что самое главное – самим продавать родезийцам что бы то ни было. Так эта страна Африки стала, пожалуй, единственным примером действия почти полных экономических санкций, наложенных через ООН. Почти – потому что «серая» торговля через португальский Мозамбик и через ЮАР всё же в каком-то виде существовала.
Но легче от этого родезийцам не было – с одной стороны к Великобритании присоединились США, поддержавшие любые санкции, направленные на то, чтобы, цитирую, «свергнуть незаконный режим Яна Смита, поскольку международное сообщество не потерпит существование дискриминационной системы, основанной на правлении меньшинства. ООН не намерена терпеть столь вызывающее поведение, вступающее в разрез с принципами международного сообщества». Чувствуете двойную иронию? То, что было нормально для США 1776 года, стало незаконным для Родезии 1965. Ну, а про дискриминационную систему относительно чернокожего населения в самих США в это время мы тактично умолчим.
С другой же стороны ринга Холодной войны подкрадывались чёрные коммунисты, подпитываемые странами соц.блока – в особенности Советским Союзом, который даже в пику США не мог стать союзником белым националистам из Солсбери. И быть может, если бы беды родезийцев ограничились только санкциями, эта страна смогла бы просуществовать дольше, но беда не пришла одна, и уже с апреля 1966 года группы боевиков начали проникать в страну через границу соседней Замбии.
Официально датой начала Войны в Буше или Второй Чимуренги считается 1972 год и нападение на ферму Алтена в округе Центенари. Однако одиночные террористические акты начали происходить за шесть лет до этого. Ну, а с 72го родезийцы оказались в форменной осаде.
Будет абсолютно неверным считать, что войну вело только лишь белое меньшинство – в тех же скаутах Селуса, элитном диверсионном подразделении, порядка 70% бойцов были чёрными. Люди просто-напросто сражались за свой привычный уклад, к которому тянули свои не самые чистые руки всевозможные враждебно настроенные соседи с автоматами. Что характерно, Родезия не уступала противнику в военном отношении, более того, успешно проводила операции на территориях сопредельных стран, где располагались вражеские базы: Замбии, Мозамбика, Анголы.
Несмотря на частные успехи в ведении войны, к 1979 году стало ясно, что родезийцы в перспективе не смогут одолеть нескончаемый поток партизан-националистов, снабжаемых советским и китайским оружием. Торговля со всем миром «из-под полы» ценными полезными ископаемыми не могла компенсировать неприемлемо высоких расходов на войну, а оттого Ян Смит пошёл на мирные переговоры. Ну, дальше вы знаете – случилась
Зимбабве.
От Родезии не осталось ничего, кроме памяти и, как ни странно, музыки. И одним из таких музыкантов был (да и остаётся) Джон Эдмонд – выходец из шахтёрской семьи шотландских переселенцев. Говорят, свой талант к музыке он раскрыл уже в три года, когда бабушка подарила ему на день рождения губную гармошку, которую Джон освоил в течение получаса.
После школы Джон переехал в Родезию и поступил на службу в Королевский Родезийский полк в Булавайо. Служа в армии научился играть на гитаре и вместе с двумя друзьями создал рок-н-ролльный ансамбль Bushcats Skiffle Group. В самой Родезии же стал известен уже во время войны благодаря альбому Troopiesongs, песни из которого и не только вы сможете услышать на волнах нашей радиостанции — лёгкая, чуть лиричная, чуть ностальгическая музыка из белого сердца Африки.
Автор - Максим Вишневенко, #вишневенкокат