Я бы по образу жизни отнесла себя к аlkoголикам-марафонцам: ревностно контролируя достаточное наличие полезных веществ в рационе и полное отсутствие всяких пошлостей, ежедневно тренируясь, я в компании друзей одним бокалом вина не ограничиваюсь. Поэтому рассуждения на эту тему веду с учётом собственного немалого опыта и без высокомерного снисхождения несущего истины ЗОЖ в массы.
Ходят слухи, что алкоголь способствует снятию напряжения, и выбирают его средством снятия стресса по данным разных опросов от 15 до 20% испытывающих стресс (а среди мужчин таких и вовсе около 25℅ насчитывают). И исследования такое влияние алкоголя подтверждают, объясняя седативный эффект алкоголя воздействием на ГАМК-систему, а ГАМК (гамма-аминомасляная кислота) является основным тормозным нейромедиатором в ЦНС.
В переводе на человеческий язык это означает, что алкоголь замедляет передачу сигналов в головном мозге, в том числе, в хранилище нашей памяти - гиппокампе. Результат - нарушение всех процессов обработки достойной хранения информации: кодирование, хранение и извлечение.
Получается, снимая стресс алкоголем, мы наносим двойной удар по гиппокампу, потому что:
1) в стрессе нейроны гиппокампа перестают нормально работать*;
2) нейронные сети теряют связность, в результате чего приходится дольше что-то вспоминать;
3) нейрогенез (то самое восстановление нервов) прекращается.
Получается примерно эпизод из блокбастера. Большой ночной город, в котором постепенно гаснут огни (ну чем не метафора происходящего сейчас!), а тут Вы, принимая алкоголь - БАЦ!!!!! - рубильником выключаете сразу несколько линий...
******************
Или вот ещё.. Никто ж не будет спорить, что этанол - это токсин, а всё мы помним, что с токсинами сражается печень.
Об этом говорят нечасто, но обеспечение стресса требует большого количества энергии. И именно в печени происходит процесс преобразования аминокислот в глюкозу, которая во время стресса поступит в кровь и доставит энергию всем нуждающимся тканям.
И вот только печень, упахавшись за несколько смен, "закрывает лавочку", обессиленно вытирая струящийся пот, мы к ней - с караваем (ой! 🙈 с бокалом): "Дорогая! Мы требуем продолжения банкета!".
******************
И, раз мы уже заговорили о глюкозе, давайте вспомним ещё об одной нашей непокладающей рук трудяжке - поджелудочной, которая замахавшись вырабатывать инсулин для усвоения непрестанно прибывающей глюкозы, должна ещё как-то разобраться с продуктами распада алкоголя, который, как известно, весьма калорийный продукт.
******************
В общем, такой себе малоприятный и, откровенно, в перспективе не обнадëживающий эффект синергии алкоголя и стресса.
******************
"А как же то восхитительное чувство лëгкой эйфории, беззаботности и желания совершать милые шалости? Ведь так хочется приятных впечатлений!" - спросят меня понимающие толк в напитках и культуре их потребления. Да! Есть такое. Кстати, эндорфины и энкефалины и так вырабатываются при сильном стрессе. Только вот употребление алкоголя ещё и повышает выработку дофамина, эдакого неоднозначного героя, благодаря которому все зависимости и формируются. Но... Даже если если Вы избежите этой печальной участи, и чаша зависимости Вас минует, каждый раз для достижения волшебного состояния Вам нужно будет всë больше и больше алкоголя.
В общем, я надеюсь, что ещё долго буду позволять себе в хорошей компании, с великолепными гастрономическими изысками (а иногда и излишествами) поиск истины там, куда прятали еë древние греки, но... Не сейчас.
Сейчас, когда действие стрессоров подобно метеоритному дождю по своей частоте и последствиям, когда адаптироваться нужно не то что каждый день, а буквально на лету переобуваться по несколько раз на дню, а это требует ясности мысли и адекватности оценки ситуации, я, пожалуй, такой способ снятия напряжения выбирать не буду.
________________________
*одной из причин снижения при стрессе долговременной потенциации (упрощенно - установление такой связи между нейронами, которая сохраняется дольше и, в том числе, обеспечивает более быструю передачу сигнала) считают сильное возбуждение симпатической нервной системы, но большинство исследований было в области влияния стресса на память глюкокортикоидов, основных гормонов, обеспечивающих все этапы стресса: от его начала до восстановления.