Найти тему
Филатов (рассказы)

Странник Борис предсказывает собственную кончину. Рассказ

Странник Борис появлялся в городе спонтанно. Чаще всего видели его в районе Серебряной Губы, где стояла низенькая церковь. Достоверно о том, кто такой Борис, сказать никто не мог. После службы по воскресениям устраивали чаепитие, куда приглашались все спасающиеся граждане небольшого городка. Персону загадочного велосипедиста никогда не обсуждали подробно, хотя несколько раз упоминалось, что странник Борис умеет угадывать будущее. В то ноябрьское воскресение Бориса тоже позвали на общую трапезу, но он отказался присутствовать. Сказал, что его на днях приберет к рукам Господь, нужно приготовиться.

Странник Борис
Странник Борис

— Будет тебе болтать, дядя Борь! - строго и наставительно сказала Раиса Федоровна.

Борис внимательно посмотрел на женщину. Ничего не произнес, попятился к черной массивной колонне, которая по совместительству исполняла послушание печи. Странник Борис приобнял печь, внимательно посмотрел на Раису Федоровну:

— Руки стынут! Скоро и весь остыну! Приходи потусить у гроба. Его уже приготовили в мастерской. Дорогое больно корытце, но ничего! Надо шикануть напоследок, ты как считаешь, Раиса?

У сторожки вокруг инока Терентия столпился народ. Высокая и худощавая фигурка Терентия ступила на путь спасения прошлым летом. По многу раз Терентий повторял одну историю:

— Иду я в Пятерочку. Пакет шуршит пустой. А мне архангел Гавриил является у светофора, говорит: поезжай на Кольский полуостров, отыщи храм однокупольный у самой воды и служи народу! Будешь новым столбом! Ну, я спорить с архангелом не решился, он меня крылом накрыл и потрепал за ухо, мол, иди, Терентий, иди! А пакет забрал. Тебе, говорит, земные хлопоты больше не нужны, иди душу спасай!

Терентию доверили разжигать кадило. Часто просил в займы у прихожан, но отдавать не спешил. Занимал повторно, прихожане озадачивались и не торопились с решением, мол, прошлая сумма не возвращена… Инок Терентий заявил, что у него рак, надо бы помочь. Ошарашенные прихожане виновато лезли в сумки. Нужная сумма отыскивалась в считанные минуты, передавалась в пастырские руки. Инок Терентий боролся с раком четыре месяца. Часть прихожан ушла из храма, потому что поняла что раб Божий Терентий умирать от рака не собирается, а деньги требовать не перестал, напротив, стал выбивать с удесятеренной настойчивостью.

Инок Терентий собирает пожертвование
Инок Терентий собирает пожертвование

Странник Борис протиснулся в толпу, состоящую в основном их бабушек. Терентий громко переругивался с каким-то широколицым мужиком. Спорили о последних временах.

— Скоро-скоро! - печально молвил отец Терентий.

— Ты не заводи народ, отец! - не отступал мужик. - Наелись мы этих баек, хватило!

Старушки перетаптывались на одном месте, немного смещаясь в сторону, как застывший осиный рой над палым деревом в сыром от грозового дождя лесу. Борис протиснулся в толпу, народ податливо расступился. Осталась одна пожилуха с длинными, растущими из самого подбородка, волосками. Она никак не хотела смещаться, а хотела слышать и ловить каждое слово, брошенное иноком Терентием. Странник Борис бережно, но настойчиво подвинул заношенное старушечье пальто, в котором пряталась старушка, выступил вперед.

— Ты мошенник... - тихо, еле слышно сказал странник Борис. — Ты ряженый, людей баламутишь. Епископ про тебя все знает. Беги отсюда, Терентий Петрович! Умрешь, как собака, если не исправишься…

Терентий вытянул руки к небу и запел протяжным, немного жалобным баритоном.

— Свяяяят! Свяяяяяят! Свяяяяяят! Свяяяяяяят! - он посмотрел на старушек. Никто, казалось, не понимал, как реагировать на эти возгласы. Подхватить их и продолжить знакомое славословие вместе с Терентием было решительно невозможно, поскольку никто не знал текст, рекомый служкой.

— Ты… - сказал Терентий в сторону Бориса! — Облобызаемся, брат, и ступай с миром! Я прощаю тебе твои речи. Три месяца я служу на этом приходе верой и правдой.

Странник Борис сделал еще несколько шагов вперед и плюнул под ноги Терентия.

— Три месяца ты служишь, потому что настоятель наш в преклонных годах, не спросил у тебя официальных документов! - завопил откуда-то сбоку широколицый мужчина. — Ты откуда к нам такой прибыл, а? А печать, подтверждающая твое звание духовное имеется?! Показать сможешь!

Борис вышел обратно сквозь поредевшее оцепление любопытствующих. Люди не разошлись, но немного утратили кучность. Кольцо из живой изгороди заметно ослабло. В спину Борису отчаянно заблеяло:

— Свяяяяяят…. Свяяяяят. Свяяяяяят!

Странник Борис сел на свой велосипед и покатил по песчаной кромке, посыпанной мелким цветным камнем. Его коричневый плащ изогнулся над металлическим каркасом. Удаляющуюся фигуру наблюдала из окна церковной лавки Раиса Федоровна. Ей он пару лет назад предсказал поездку в Италию. Сделал он это довольно причудливым образом. Стал прыгать перед женщиной и размахивать руками, как бы изображая огромную, чуть пьяную птицу. Подпрыгивая на месте Борис кричал:

— Угу! Угу! Николай в гости позвал, денег на дорогу дал! Николаю от меня поклон и самые наилучшие пожелания!

Велосипед странника Бориса
Велосипед странника Бориса

Через месяц какой-то богатый гражданин арендовал целый самолет для тех, кто желает совершить паломническую поездку в Бари. По святым местам. Раиса Федоровна оказалась в списке на вылет. Сначала не поверила, потом решила не вмешиваться в спешную авантюру. Весь этот православный туризм она решительно не принимала. Зачем? Но неожиданно настоял муж. Он никогда не скрывал своих атеистических воззрений, но посчитал, что супруге будет польза от той поездки.

— Я глава тебе, лети, роднуля, лети! Я хоть с мужиками выпью основательно!

— Я тебе выпью, - спокойно резанула Раиса Федоровна. И полетела.

Теперь она смотрела, как слабеющая фигурка в нелепом плаще объезжала залитые ртутью колдобины. Над разбитой дорогой поднималась паровая завеса. Странник Борис крутил педали, растворялся в сизой дымке.

— Свят… Свяяят, - жалобно гнусавил Терентий.

Голос придурковатого младостарца отвлёк Раису Федоровну от воспоминаний.

Народ разошелся, остались несколько богомолок - самые преданные почитательницы инока Терентия.

Странника Бориса отпевали в храме святителя Николая, что у Серебряной Губы. Его нашли в дождливое утро в проломленной головой в канаве. Народу было много, для соблюдения порядка местным властям пришлось привлекать сотрудников милиции. Выставили легковесные металлические барьеры, чтобы как-то упорядочить текущую в церковь колонну людей.

Инок Терентий пропал. Говорят, что его видели на заправке в нескольких километрах от города. Он пытался продать велосипед.