Если Буонамико Буффальмакко можно условно назвать предвестником Черной смерти (он умер чуть больше, чем за 5 лет до начала эпидемии), то Винсент из Костава, наоборот – художник поколения «После». Точно неизвестно, когда он родился, да и сведений о его жизни и личности не осталось. Известно только, что почти полтора века спустя после чумы 1348 г., Винсент в 1474 г. закончил единственную известную свою работу – «Пляска смерти» – фреску в церкви Св. Марии. Несмотря на то, что саму пляску-чуму Винсент застать не успел, можно предположить, что недостатка в материале для воображения он не испытывал. Спустя столетие Европа, все еще находившаяся в кризисе, только начинала оправляться после этой катастрофы.
Черная смерть унесла около трети населения Европы, а в некоторых местах, например, в Лондоне, смертность доходила до 90%. Чума, пусть и отступив, оставила после себя грустное наследие. Рост населения возобновился только к концу XV века, и лишь в XVIII веке оно достигло того же уровня, что до эпидемии.
Одним из последствий чумы стал экономический кризис. По одной и той же схеме он охватил большую часть Западной Европы. После чумы перестали обрабатываться многие поля, которые сочли труднодоступными. Ранее, на пике демографического роста, их возделывали, поскольку других не было. Чума «высвободила» более привлекательные участки земли и потому с труднодоступных земель отступили и забросили их. Демографический кризис способствовал падению цен на зерно, рожь, овес и прочие зерновые культуры. Стоимость рабочей силы, поскольку ее осталось мало, наоборот выросла. Нанимать людей для сбора урожая владельцам стало невыгодно. Потому земли решили перепрофилировать под более прибыльные культуры, такие как конопля, лен, хмель, красильные растения и т.д. Их можно было использовать для производства. Доходы населения понизились. Возникла угроза обесценивания денег и последующий удар по прибыли. Мелкие землевладельцы, чтобы не разориться окончательно, стали продавать собственность. В итоге, земля осталась только у ограниченного числа собственников. Часть сдавала ее в аренду, часть заключала специальные договоры, где арендаторы должны были делиться собранным урожаем. Сами землевладельцы предпочитали переезжать в города, где жили на земельную ренту. Исключением в Западной Европе стала только Испания и некоторые районы Южной Италии. Там местные сеньоры наоборот еще больше укрепились в центре своих владений, и ужесточили требования к работе крестьян, ухудшив и без того их тяжелое положение. Тоже самое, что в Испании и Южной Италии, происходило и в Восточной Европе.
Другим следствием стала разительная перемена в сознании людей. До чумы люди спокойно относились к смерти, поскольку для них она была лишь временным состоянием летаргического сна, очнувшись от которого, как обещала церковь, человек оказывался либо в раю, либо в аду – вот что по-настоящему было важно. Человеческая жизнь была только подготовкой, ожиданием перехода в то место, где каждому воздастся за его страдания и лишения, места в котором наконец наступит облегчение. Этот взгляд на вещи делал смерть для средневекового человека вещью обыденной. Чума же поменяла отношение. Она пришла слишком неожиданно, слишком резко выкашивала людей всех возрастов. Чума не давала времени на обстоятельную подготовку к переходу в мир иной. Трупы закапывали так быстро или вовсе бросали, где придется, что это не оставляло пространства для благочестия, подобающего обряда и скорби. Люди начали бояться смерти.
Чума оставила свои "шрамы" не только в экономике, но и в искусстве. Из этой трагедии вырос новый культурный код и плеяда сюжетов: «Триумф смерти», «Встреча живых с мертвыми» и, наконец, «Пляска смерти». «Пляска смерти» родилась в 70-х гг. XIV века. Именно этот сюжет впоследствии и выбрал Винсент из Костава для своей фрески. Подобные сюжеты, родившись из гор жертв в чумных городах, стали попыткой осмыслить пережитый ужас, пусть и посредством аллегории.
В 1474 г. Винсент из Костава под влиянием событий чумы, в городе Берам в Хорватии, в церкви Св. Марии, написал фреску в стиле «Пляски смерти». Сюжет следует читать справа налево. На фреске изображена процессия, в которой участвует десять человек разных сословий. Каждого из них сопровождает Смерть, показанная в виде скелетов, играющих на музыкальных инструментах. Наличие инструментов у скелетов объясняется тем, что с ранних Средних веков церковь относилась крайне отрицательно к музыкальным инструментам, особенно к духовым и ударным. Она соотносила их с дьяволом и демонами. Поэтому они очень часто появлялись на фресках, посвященных теме смерти. Волынки, а как раз они составляют большую часть инструментов на фреске, относятся к наиболее проклятым инструментам, поскольку являются неотъемлемой чертой всех крестьянских свадеб того времени - одного из главных источников разврата и распущенности по мнению церкви. Так же, придание смерти и скелетам образа музыкантов можно увязать с тем, что музыка и инструменты являются атрибутикой карнавалов, которые были распространены в Средние века, и на которых низкое мешалось с высоким, а благочестивое с греховным.
Процессию возглавляет Папа, затем идут кардинал, епископ, король и королева. За ними вышагивают трактирщик и ребенок, ковыляет паломник, и рыцарь с купцом. Каждого из них легко узнать: духовные лица идут в церковных одеяниях и несут атрибуты веры. Короны венчают головы короля и королевы, в руках короля находится символ его власти - скипетр, украшенный лилиями. Трактирщик же несет бочонок, как символ своей власти. Хромой нищий, ближе к концу процессии, на самом деле паломник, что можно узнать, прежде всего, по его шляпе, на которой располагается знак веры в виде ключей Святого Петра. На его одежде также значок - вероятно маленькое изображение Девы Марии. Значок прикреплялся всегда после того, как человек достигал какого-нибудь святого места. Рыцаря отличают блестящие доспехи, а купец в самом конце стоит перед прилавком, на котором лежат деньги.
Среди особенностей фрески, отличающих ее от других, посвященных сюжету «Пляски смерти», особо можно выделить две. Во-первых, очередность, в которой идут персонажи. Духовные лица идут в правильной очередности, но порядок нарушается когда мы доходим до светских персонажей. Конечно, король идет первым, затем следует королева. Но трактирщик, ребенок и калека, идущие перед рыцарем, нарушают социальную иерархию, хотя, обычно изображения, посвященные пляске смерти, подчиняются ее законам. Причина почему Винсент из Костава расположил персонажей именно так неизвестна. Остается только гадать какой подтекст он в это закладывал. Во-вторых, особый акцент сделан на денежной составляющей. Понтифик, королева и купец держат деньги, словно надеясь подкупить Смерть. Так автором возможно показывается тщетность сил материальных благ возобладать над Смертью, перед лицом которой все едины, вне зависимости от социального статуса. Есть мнение, что это также было сообщением для власть предержащих современников автора.
В целом, целью фресок, посвященных «Пляске смерти», было показать обычному человеку, что смерть неизбежна и напомнить о фундаментальной идее христианской церкви, что смерть является наказанием за грехи, совершенные при жизни.