Найти тему

Дорога домой как магическое испытание для попаданца

Попаданчество — жанр в фантастической литературе весьма распространенный. И разнообразный. А как известно, чем обширнее и разнообразнее явление, тем неоднороднее его качество. И со временем то, что высоким качеством не отличается, составляет основную массу представителей жанра. Это не просто жизненное наблюдение — это литературный закон. Именно он диктует нам, скажем, необходимость Пушкина и Лермонтова помнить всей страной, а Языкова и Кузьмина — на уровне истинных любителей поэзии. И лишь профессиональные знатоки русской литературы XIX столетия могут назвать по именам сонм стихотворцев, кои вписывали сонеты и рондели в альбомы прекрасным дамам.

Так вот, о попаданцах. Меня утомляют супергерои, знающие все от устройства атомного реактора до тонкостей микробиологии и в нужный момент вынимающие из кармана супернож с суперлезвиями, режущими хоть бумагу, хоть мифрил. Неинтересны и полки стратегов, которых судьба забрасывает то в тело Сталина, то в ставку Жукова, то в гущу Сталинградской битвы, а за спиной у них — танк Т-72, гранатомет «Муха» или триста сослуживцев-спецназовцев, ищущих провалившегося куда не надо собрата. В нужный момент они все вместе и повернут события Великой Отечественной войны (как вариант, Гражданской, Первой Мировой или любой другой) вспять.

Спору нет, и среди книг с подобной фабулой встречаются исключительно достойные (скажем, у Злотникова или Звягинцева). Но впервые мне в руки попала книга, герой которой не стремится переделать или спасти мир. Не думает, как навсегда изменить к лучшему историю своей родины. Он всего лишь идет домой. Просто идет домой. Потому что Ильхан — главный герой романа Эльберда Гаглоева «По слову блистательного дома» — хочет вернуться.

Тут надо отступить ненадолго от собственно романа и сказать пару слов о его авторе. Уроженец Северной Осетии, человек с филологическим образованием и богатым административным опытом, Эльберд Гаглоев начал писать отнюдь не в юности. Это очень хорошо заметно по его книгам. Оттого и не кажется странным его утверждение, что «мои романы — это философские произведения, упакованные в приключенческую оболочку. Основная идея: человек просто едет домой, а по пути случается всякое». герой романа «По слову блистательного дома»

Всякого на долю Ильхана выпадет предостаточно. Его дорога домой пролегает по странным и удивительным землям, где живут странные и удивительные существа. Кто-то уже добрался до европейского или восточного Средневековья, а кто-то навсегда застрял между феодализмом и каменным веком. Кто-то похож на самого Ильхана и его «соземлян», а кто-то имеет рост под пять метров и способности, о которых попаданцы могут только мечтать. И конечно, среди и тех, и других, и третьих найдутся и готовые на бескорыстную дружбу, и на откровенное предательство.

Одним словом, все так же, как в нашем, человеческом мире. А магия… Она — всего лишь дополнительный инструмент, своего рода «третья рука». Одним — мешает, другим вообще ни на что не сдалась, а некоторые пользуются ею уверенно и с пользой для себя и окружающих. Потому что привык доводить до практического результата все свои предприятия. Как любой отечественный бизнесмен, состоявшийся в трудные постперестроечные времена.

Ни магия, ни пятиметровые вагиги, ни таинственные рудокопы, никто другой не могут решить задачу, стоящую перед Ильханом. Ему нужно доехать домой. Сюжет — банальный. Проблема — вечная. История — интересная. И это — только первая книга саги.

Эльберд Гаглоев «По слову блистательного дома». Издательство T8 Rugram, Москва, 2019 год.

#книги

#книжный гэндальф

#rugram

#блог о книгах

#литература