Найти тему
Сам себе энергетик

Пропускная способность воздушных линий электропередачи

После начала ударов по энергосистеме Украины периодически возникают вопрос – а можно ли заменить выбывающие объекты (в первую очередь речь идёт о подстанциях). Ведь энергосистема состоит не только, и не сколько, из сверхвысоковольтных сетей 220, 330, 400 и 750 кВ. Наоборот, распределительные сети 35, 110 и 150 кВ куда как многочисленнее. В качестве примера – коридор воздушных линий (ВЛ) 330 и 110 кВ севернее Киева: одна ВЛ 330 кВ и одиннадцать (!) ВЛ (точнее – цепей) 110 кВ. Казалось бы, просто толпой завалят. Давайте разберёмся.

Для понимания разницы в ценности ВЛ различных напряжений необходимо определить разницу в передаваемых ими мощностях, или их пропускной способности. Ранее я обозначил разницу между пропускными способностями ВЛ 110 и 330 кВ примерно как восемь раз. Эта цифра, подозреваю, вызывает сомнение не только у читателей, знакомых со школьной физикой, но и у читателей, видевших ВЛ 330 кВ вживую. Попробую аргументировать.

Самая простая оценка пропускной способности ВЛ основывается как раз на школьной физике. У нас имеется линия электропередачи, выполненная некоторым проводником (как правило, это сталеалюминиевый провод).

Сталеалюминиевый провод – основной проводник в энергосистеме. Фото автора
Сталеалюминиевый провод – основной проводник в энергосистеме. Фото автора

Мощность, передаваемая по проводнику, согласно учебнику физики, равна произведению силы тока на напряжение. Учитывая, что сила тока для одинаковых проводников в одинаковых условиях должна быть, соответственно, одинаковой, можно сделать вывод, что разница в передаваемых мощностях будет определяться разницей в номинальных напряжениях. И это верно, вот только проводники на ВЛ разных напряжений отнюдь не одинаковые – это хорошо заметно, например, по коридору ВЛ 110, 330 и 750 кВ западнее электрической подстанции (ПС) 750 кВ Винница-750. Можно заметить, что если на ВЛ 110 кВ висит один провод в фазе, то на ВЛ 330 кВ их уже два, а на ВЛ 750 кВ – вообще четыре (хотя более характерно пять). Дело в том, что на линиях сверхвысокого напряжения вовсю проявляет себя такой эффект, как коронный разряд (коронирование). Практически любой человек с ним сталкивался – в условиях влажной атмосферы (туман, дождь) частенько даже низковольтная ВЛ 0,4 кВ издаёт характерный трест. Сверхвысокольтные линии неплохо «трещат» и в сухую погоду. Если бы дело ограничивалось только треском, то, наверное, как-нибудь пережили, но треск лишь звуковое проявление коронирования, состоящего в стекании с ВЛ заряда, то есть кровно заработанных на электростанции электронов. При этом на сверхвысоковольтных линиях эффект настолько значителен, что становится не только слышимым, но и видимым.

Коронный разряд на сверхвысоковольтной линии, фото с сайта https://ru.wikipedia.org
Коронный разряд на сверхвысоковольтной линии, фото с сайта https://ru.wikipedia.org

Небольшие потери на линиях низкого и высокого напряжения приходится терпеть, но вот на линиях 330 кВ и выше с ним борются. В качестве средства борьбы как раз и выступает расщепление фаз – с его помощью понижают напряжённость электрического поля на поверхности провода, именно высокая напряжённость и приводит к возникновению коронного разряда.

Хорошо, скажет внимательный читатель, три раза обуславливается разницей напряжения, ещё два (итого шесть) – расщеплением фазы. Почему восемь?

А теперь давайте посмотрим на наши же винницкие ВЛ. Слева – ВЛ 110 кВ 60-х годов на «ушках», а конкретно у дороги стоит анкерная опора типа ЦУ (точную марку по виду не определить, нужно знать размер уголков) с возможностью подвески проводов до АСО300 (то есть с сечением алюминиевой, основной токопроводящей, части примерно 300 квадратных миллиметров). На ВЛ 330 кВ на другой стороне дороги стоит тоже «ушка» - опора типа ЦУ35, и максимальный провод для неё – АСО500. Этот же провод указан и для ВЛ 750 кВ. Как правило, для ВЛ более характерны меньшие сечения (поэтому в следующих типовых сериях максимальным для ВЛ 110 кВ стал провод АС240/32, а для ВЛ 330 кВ – АС400/51), но общее соотношение осталось примерно тем же: на ВЛ 330 кВ провода обычно примерно в полтора раза большего сечения, чем на ВЛ 110 кВ.

Всё вышесказанное касается только характеристик ВЛ по их возможности просто пропускать электрическую мощность (а более точно – электрический ток) без учёта каких-либо дополнительных условий. Это называется расчёт на нагрев. На самом деле при оценке пропускной способности необходимо учитывать ещё много параметров: падение напряжения в линии (до потребителя должна доходить электроэнергия с заданным отклонением напряжения), термическая стойкость (способность ВЛ переносить короткое замыкание), волновые свойства электромагнитных волн (проявляются и такие). На разных номиналах напряжения определяющими будут разные параметры. Так, для низковольтных ВЛ определяющим, как правило, является падение напряжения. Это хорошо заметно по линиям освещения на автомагистралях – трансформаторные подстанции (ТП), питающие эти линии попадаются с периодичностью в несколько километров, а вот питающие уже ТП электрические подстанции – через несколько десятков километров. А вот для ВЛ ультравысокого напряжения рулят уже волновые свойства, которые необходимо учитывать при выборе длины линии. Примерные параметры можно свести в следующую таблицу:

-3

К тому же при оценке возможности резервирования по ВЛ 110 кВ необходимо учитывать, что они же не зря называются распределительными сетями, для них не характерны коридоры с большим количеством цепей, в такие стаи линии сбиваются только в промзонах, в стеснённых условиях или на подходах к подстанциям. Тот же коридор под Киевом, приведённый выше, буквально через километр выглядит куда более тощим. То есть передавать большую мощность на достаточно большое расстояние сеть ВЛ 110 кВ не может в силу недостаточной плотности. Ну и вишенка на торте – вся эта толпа ВЛ идёт на ту же самую подстанцию, что и ВЛ 330 кВ, а конкретно – на ПС 330 кВ Северная. Которая вылетает от удара по общеподстанционному пункту управления (ОПУ) со всеми питающими её линиями, несмотря на их номинал…