Найти тему

Казанская «Мега» превратилась в призрак: какая судьба ждет некогда популярный торговый центр

Опустевший коридор, тишина, изредка нарушаемая отдаленными детскими криками. Место, где когда-то находилась кофейня, перекрыто лентами. На полках пусто. Свет выключен. Картина напоминает момент из фильма ужасов, когда какой-нибудь маньяк должен неожиданно выпрыгнуть из-за угла с ножом. Но выпрыгивает вовсе не маньяк, а консультант, и вовсе не из-за угла, а из небольшого ларька, расположенного прямо посередине коридора, с предложением приобрести выгодный тариф.

Именно так сейчас выглядит некогда пользовавшийся популярностью среди казанцев и гостей города торговый центр «Мега». «Мега» годами была одной из ключевых точек притяжения в Казани: кто-то - за покупками, кто-то - на других посмотреть и себя показать. Сразу вспоминается очередь в гипермаркет IKEA - после рабочего дня и в выходные там собралась целая толпа, сейчас же коридор у гипермаркета пуст. Пройдя чуть вглубь ТЦ, можно встретить людей и открытые магазины, но от былой «Меги» не осталось ни следа.

На месте реконструируемых площадей висит огромный баннер с лозунгом «Мега» - более 130 магазинов для твоего шопинга». Сегодня в торговом центре работают меньше половины из них. Двери Zara, SEPHORA, UNIQLO, Stradivarius, а также Bershka, Adidas и Puma закрыты. Молл напоминает призрака.

Опустеть казанскую «Мегу» заставила весьма очевидная причина - уход брендов с российского рынка. Первым опустил створки дверей шведский мебельный IKEA - 3 марта стало последним рабочим днем. В ТЦ магазин проработал 18 лет, с момента открытия молла, поэтому объявление о закрытии стало настоящим ударом для всех любителей шведской мебели. Летом гипермаркет устроил финальную онлайн-распродажу, которая продлилась до сентября. Сейчас же магазин полностью и бесповоротно закрыт, несмотря на все слухи, которые ходят в сети о скором возвращении IKEA.

Следом с российского рынка сбежал шведский бренд одежды H&M. К вечеру 3 марта в магазине уже не горел свет и не было ни единого сотрудника. На двери повесили табличку, которая гласила: «Магазин временно не работает. Мы сожалеем и постараемся исправить это в ближайшее время!». Сейчас же H&M открыт на финальную распродажу. В Телеграм-каналах гуляла новость, что окончательно магазин закроется 30 ноября. Однако в самом магазине заявили, что H&M не закроется, пока не будут распроданы все вещи.

- Мы планируем, что магазины будут открыты до тех пор, пока большая часть стока не будет распродана. Процесс закрытия происходит поэтапно, - сообщили в пресс-службе.

-2

Для того, чтобы ускорить процесс распродажи вещей, было принято решение сделать скидку в 50% на все товары бренда. Кстати, вещей в магазине практически не осталось, так что в Казани существовать H&M осталось недолго.

На следующий день, 4 марта, свои двери закрыли магазины Mango. 5 марта стало известно, что в России не будет больше Zara, Bershka, Pull&Bear, Massimo Dutti, Oysho, Stradivarius, Uterqüe - часть этих брендов тоже арендовала свои точки в «Меге». Следом ушли и другие зарубежные бренды. Торговый центр опустел.

Уход брендов - далеко не первый удар по казанским торговым центрам. Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» вспомнил, как несладко пришлось торговым центрам в пандемию, - сначала они несколько месяцев были закрыты, а потом в республике ввели ограничения по QR-кодам. В разгар пандемии количество покупателей торговых центров снизилось почти в четыре раза. Все это привело к падению выручки, и владельцы торговой недвижимости оказались в критической ситуации.

Однако новый удар - уход западных брендов - именно для «Меги» стал наиболее вредоносным. Стоит помнить, что IKEA - это не только продажа товаров для дома, но и большая прибыль для торгового центра. Согласно исследованию Forbes, «Мега» занимала четвертое место в России по доходам от аренды (330 млн долларов) и первое по объему торговых площадей - 1,6 миллиона м2, большая часть этих площадей приходилась именно на IKEA. Кроме того, шведская компания была хорошим привлечением посетителей, говорят эксперты.

- Уход IKEA сильно ударил по «Меге». «Мега» держалась именно на трафике от IKEA. Сейчас же такого потока, какой был, не происходит. Человек приходит на одно посмотреть, в нашем случае - мебель из IKEA, а по пути смотрит что-нибудь другое. То есть на трафик от IKEA были подсажены все остальные магазины «Меги». В воскресенье я посещал торговый центр, мне сегодняшняя «Мега» напомнила торговый центр-призрак. Люди приходят сюда только ради фудкорта - это самая заполненная площадка на территории ТЦ, - рассказывает Ирек Галямов.

-3

Похожего мнения придерживается депутат Госсовета от ЛДПР. Народный избранник подчеркнул, что в торговом центре из-за ухода IKEA поток значительно снизился, а многие площади, где располагались ушедшие из России западные бренды, пустуют до сих пор.

- В «Меге» значительную часть потока составляли посетители IKEA, и ее отсутствие, на мой взгляд, очень сильно влияет. Достаточно посмотреть, насколько заметно снизилась заполняемость фудкорта, - заметил Шарафиев.

Теперь «Мега» мало чем привлекает жителей и гостей города. Выбор магазинов тут небольшой - в отличие от своих коллег, молл не заменил пока ушедшие бренды. Поэтому казанцы, скорее, ездят в другие торговые центры с большим выбором и более удобным расположением: «Южный», KazanMall или «Кольцо».

Как можно заметить, сегодняшнее положение «Меги» совсем незавидное. Ожидает ли торговый центр «гибель» или «перерождение»? Директор Департамента развития и поддержки предпринимательства Торгово-промышленной палаты РТ обратил внимание, что трансформация торговых центров - постоянный процесс. Причем она может быть разной: от ребрендинга и изменения позиционирования до смены специализации. Некоторые из ТЦ глобально обновляются каждые 5-7 лет, полностью меняют внутреннюю концепцию, перестраивают и создают детские площадки, места для проведения мастер-классов, всевозможных дефиле, выставок продукции самозанятых. Со временем трафик в торговые центры привлекается через другие механизмы.

Последний раз трансформация «Меги» произошла в 2018 году, когда на обновленном фудкорте появился «Вкусный бульвар». Здесь заработал общепит на любой кошелек: KFC, Burger King, Subway, рестораны Fish & Steak, «Чайхана № 1» и «Гусь». Даже с уходом брендов фудкорт молла привлекает посетителей.

-4

Теперь возникает вопрос: какая трансформация может произойти с «Мегой»? Ирек Галямов, ссылаясь на то, что некоторые западные бренды премиум-класса все-таки не покинули российский рынок, отвечает, что молл может переориентироваться из массового сегмента в премиум.

- Люди из среднего класса и выше будут приходить, делать не спеша покупки. Цена на товары в магазинах премиум-класса позволит «Меге» держаться на плаву, - подчеркнул экономист.

-5

Собеседник также предложил другой вариант развития событий. Освободившиеся помещения сдать под офисы и коворкинги, тем самым сделать из молла деловой центр. С этим предложением согласился член фракции КПРФ в Госсовете РТ .

- Я допускаю, что многие из таких торговых центров могут переформатировать часть своих площадей под офисные – для тех компаний, деятельность которых совместима с соседством с торговой зоной. В принципе есть же формат офисно-торговых центров. Так что этот вариант может стать вполне приемлемым для заполнения свободных площадей, хотя для этого потребуется определенная перепланировка, - рассуждает депутат.

«Мега» также может уйти в сторону семейного развлекательного центра. Напомним, что развлечений для детей в ТЦ сейчас не густо. Например, в соседнем «Южном» для маленьких посетителей помимо детских площадок открыт целый детский клуб.

-6

Эксперты также рассматривают вариант сохранения прежнего статуса «Меги», но для этого необходимо привлечь в молл новые бренды. Сделать это не так просто, как кажется на первый взгляд. По словам Ирека Галямова, открытию новых брендов предшествуют маркетинговые исследования, социологические исследования, анализ рынка и целевой аудитории, анализ конкурентной среды.

- Невозможно какой-нибудь азиатской компании, которая производит одежду, приехать резко и выставить свою одежду. Может так оказаться, что тенденция азиатской моды не соответствует тенденциям моды казанской молодежи. Это не будет происходить быстро и в моменте, - добавляет собеседник.

Есть и другой вариант - ушедшие компании продадут свой бизнес. Недавно появилась информация о том, что испанский Inditex, который владеет Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Oysho, Bershka и Stradivarius, договорился о купле-продаже российской части бизнеса с ливанской Daher group. В первую очередь на российский рынок вернется Zara, правда, пока только в Москву. Стоит помнить, что это только разговоры, к делам никто не приступал.

-7

Сотрудники «Меги» говорят, что молл находится в поиске новых вариантов сотрудничества.

- «Мега» останется открытой, чтобы у посетителей был доступ к необходимым товарам. Мы рассматриваем новые варианты партнерств, чтобы усилить предложение товаров и услуг в наших центрах, и находимся в постоянном диалоге с текущими партнерами, чтобы совместно искать решения в чрезвычайно непростой ситуации, - ответили KazanFirst в пресс-службе ТЦ.

Сотрудники также добавили, что на протяжении нескольких последних месяцев они наблюдают рост в посещаемости молла по сравнению с весенним периодом.