Вопрос выбора типа нагнетателя на старый русский оппозитный мотор является не совсем техническим. Но об этом чуть позже. В начале предлагаю все-таки вкратце рассмотреть особенности установки и эксплуатации турбины и механического нагнетателя.
Коэффициент полезного действия турбины выше, нежели у суперчарждера. По той простой причине, что турбина приводится во вращение от выхлопных газов и не отбирает мощность у двигателя. Вместе с тем, учитывая малый объем двигателя и специфику работы данного типа наддува, ощутимый прирост мощности почувствуется лишь в красной зоне тахометра.
Монтаж турбонагнетателя на мотоцикл, возможно, несколько проще чем механического - достаточно лишь доработать впускной и выпускной коллекторы. Однако не нужно также забывать о необходимости подвода масла к турбине, что сопряжено с определенными сложностями.
Установка механического компрессора потребует не только внесения изменений во впускном коллекторе, но и изготовления привода, что является далеко не простой задачей. На работу суперчарджера затрачивается мощность двигателя, а это также не очень здорово.
Безусловным плюсом нагнетателя с механическим является то, что он дает не слабый такой прирост мощи практически с холостых оборотов.
Но, как я написал в начале, техническая сторона вопроса в рассматриваемом случае является далеко не самой важной. И вот почему.
Старые русские оппозиты обладают одним безусловным преимуществом перед всеми импортными байками, представленными на рынке. Это единственная ретротехника, доступная покупателю со скромным бюджетом. Да, безусловно, есть Харлеи, БМВ, Нортоны всякие, и иже с ними. Их можно, при желании, приобрести как целиком, так и по запчастям. Однако цена всего этого великолепия такова, что решение вопросов покупки и последующей каждодневной эксплуатации является достаточно проблематичным.
Вам известны случаи, что некто, располагающий скромным бюджетом, купил, например, старинный Индиан, восстановил его и использует как для езды "на каждый" день, так и для пробегов на дальние расстояния? Нет? Вот и мне тоже....
Урало-Днепры вполне можно приобрести, качественно отремонтировать и использовать как транспорт на каждый день. При этом владелец хорошо собранного оппозита, куда бы он не приехал, будет обращать на себя внимание. Его обязательно расспросят о том, какого года выпуска аппарат, как он называется, и т.д. и т.п. Если захочется пообщаться, можно будет выслушать рассказ кого-нибудь, кто расскажет о точно таком же мотоцикле, которым он владел в молодости.
Основная причина такого внимания в особом очаровании давно минувших лет, которое излучают наши старые мотоциклы. Глядя на подобный аппарат люди понимают, что русский оппозит - настоящий, честный и железный мотоцикл. В нем нет похабного пластика, дешевого понта и гламурного лоска. Эти мотоциклы - часть русской истории. Их делали еще в те времена, когда солнце светило ярче, люди были добрее, а окружающий мир - честнее.
Ни Урал, ни Днепр не смогут носиться со скоростью спортбайка, выглядеть как породистый американский чоппер или покорять бездорожье наряду с легким и проходимым японским эндуро. Но они вполне способны исправно возить своего владельца по городу и "на дальняк", привлекая к себе внимание никогда не выходящей из моды ретро внешностью. Такой мотоцикл всегда будет вызывать добрые эмоции и теплые улыбки у владельца и людей, которые встречаются ему на пути.
Таким образом, основная задача самодельщика, в руки которого попал старый русский оппозит - сохранить и подчеркнуть его ретро стилистику. Сохранить дух давно минувших лет, не изгнав его дурацким обвесом "под спорт", гипертрофированной величины задним колесом или дешманско-пафосными деталями с Алиэкспресс. Использование турбонагнетателя делает данную задачу практически не выполнимой. Впускной и выпускной сложносочиненные кишкопроводы, изготовление которых требует установка "улитки", полностью уничтожит ретро стиль мотоцикла. На выходе получится совершенно непонятно что. Некая мешанина современных и старых деталей, лишенная какой-либо эстетики. Будет или "колхоз" или мотоцикл старый, но косящий "под новый", при этом совершенно не способный ездить как таковой.
Грамотная же установка механического нагнетателя не только не нарушит общую стилистику "старого оппозита", но и привнесет в нее некую изюминку - сложносочиненные транспортные средства всегда выглядят интереснее, нежели их более простые собратья. Обзаведясь суперчарджером мотоцикл не станет "косить под спортак", но добавит динамики и удовольствия от его вождения.
В следующей публикации о том, что понадобится для установки нагнетателя и сколько примерно это будет стоить.
Всем добра и хорошего настроения!