Нашла я нужный мне дом в деревеньке. В деревеньках все просто. К первому попавшемуся прохожему подъезжаешь и спрашиваешь: а где тут такие-то живут? Мне и махнули рукой на домик.
Доброе утро всем. Доброе утро, клуб!
Для непосвященных: у меня два приемных ребенка. Уже взрослых. Опекунство у нас прекратилось, а отношения - нет. Старший, Макс, уже совсем вырос. Ему уже 27 лет, он полностью самостоятельный и давно живет отдельно, уже в Петербурге. Женился вот уже. Сыном при этом быть не перестал. Сейчас живем с девочкой Сашей ровно 18-ти лет от роду. Сейчас уже у нас с Саней все хорошо. Даже не верится, что спустя шесть лет у меня вот такая дочь получилась. Начиналось у нас все настолько трудно, что даже приходили мысли от Сашки отказаться. Макс пришел ко мне в 8 лет, Саня - в 12. Чаще я пишу про Сашу, но иногда воспоминания про Макса всплывают. Если интересно, как живут семьи с приемными детьми - милости прошу в начало канала. А теперь канал будет про то, как мы живем, когда дети выросли, но они мне всё равно сын и дочь.
И ещё: на этом канале комментарии читать ОБЯЗАТЕЛЬНО! Они часто интереснее и полезнее самой статьи. А ещё есть чат, где собираются желающие просто потрындеть. Он тут.
Остановилась я у домика, в окно постучала. Пожилой мужчина вышел. Я сказала, кто я. Люда из Волгограда. Дедушка так радостно засуетился... Так же, как мои родители радостно суетятся, когда я к себе домой приезжаю. В дом меня повёл, быстрей кормить-поить, я ж после долгой дороги. С расспросами, что да как приключилось, почему случилась такая беда - сын в тюрьму угодил, да почему сына сразу жена бросила, да оказалось, что друзей не оказалось... Письма-то от сына через цензуру идут, всего не напишешь, короткие строчки с фактами и всё. "Люда, ты же всё знаешь, расскажи, что случилось-то..." Дедушка маленький, мне до плеча еле достаёт, сухонький такой. В слёзы постоянно срывается...
Дома у него чисто так, что мне стыдно стало. Один мужчина в доме с ребенком, печка, а у него как-то уютнее, чем у меня в городской квартире. От печки, что ли, тепло такое... Другое. Не как от центрального отопления. Печка, она с душой. На плите печки чайник стоит, всегда горячий. И ведро с водой, чтоб всегда горячая вода под рукой, посуду там помыть, например. Так знакомо всё, как у меня в детстве. У деда, у ДЕДА - горка блинчиков, дед меня за стол сажает, за домашней сметаной в сени побежал... А домик, как у моих бабушки с дедушкой... Холодные сени, потом входишь - комната, которая всё сразу, и печка тут топится, и кухонный стол, и обеденный, и "прихожая" поближе к печке, чтоб обувь-одежда просыхали поскорей, а другая сторона печки выходит в "горницу", просторную комнату, где кровати, шифоньер и телевизор, конечно же. У бабушки над телевизором еще иконы висели. За занавесочкой. На всякий случай - за занавесочкой. Если кто из сельсовета в калитку стучался, собака во дворе залаяла, в окошко видно было, кто пришёл, и занавесочка задергивалась. Нету в доме икон вроде как. А после ухода местной администрации - снова отдергивалась.
Сижу это я перед блинами с кружкой горячего чая, домашнюю сметану с блинами жду, и думаю: мне ж как-то разговор надо повернуть... "Здрасти, Салимгери Батырбекович. К делу. Мне и моему другу ваш сын денег должен, он у нас на похороны вашей жены и своей матери вот столько-то денег в долг взял. А отдать теперь эти деньги он ох как нескоро сможет. Поэтому не хотите ли Вы добровольно раскошелиться, долги за своего непутёвого сыночка отдать... Это пока я одна приехала. Друг приедет - разговор другой будет."
Вот так мне надо разговор повернуть. А как? Я сижу в горнице и... Как у своих бабушки с дедушкой, которых уже на свете нет. Чашку с горячим чаем в руках держу. Запах печки вдыхаю. Дед прибежал, банку с домашней сметаной между мной и блинами ставит... Сел за стол со мной, всё расспрашивает про своего сына. И:
- Люда, сын столько хорошего про тебя пишет. Что кроме тебя, никого рядом не осталось. Ты его не бросай, пожалуйста. Если сможешь чем, помоги. Я-то отсюда - как? Хочешь, я тебе индюка зарублю? Или двух? Пойдем, сама выберешь, каких тебе. Молока тебе с собой налью, сметаны положу.
Блин. Ну точно как мои родители. Молока, сметаны, творога и курицу...
И надо ж как-то сказать, что на фиг мне не нужны эти индюки. И сметана. Мне сумму долга Аслана озвучить надо бы как-то. А тут под окном звонкий голосочек:
- Дееед! Дееда!!
Дед как-то изнутри засветился весь. Вот вся грусть и подавленность от разговоров про сына на лице заменились улыбкой и каким-то внутренним светом. Дед засиял, как блин:
- Максик пришёл! Сейчас увидишь его!
И в окно через стекло машет внуку:
- Чего кричишь там? К нам гости из Волгограда приехали, привет от папы привезли! Хватит гулять, заходи домой, знакомиться будешь!
А под оконным стеклом опять:
- Ну дееда... Ну выйди...
Дед пожал плечами и пошел за внуком. Стесняется, что ли, домой войти? Увидел незнакомую машину у дома...
И в дверь вошел ком грязи... Ну, не вот до такой степени, но всё же:
Сначала вошёл ком грязи, а следом за этим комом - дед с воздетыми к небу руками:
- Снимай свою одежду, складывай в угол у печки и бегом мыться!
А из субстанции цвета молочного шоколада отделились две верхние конечности, пожали плечами, дескать, вот не знаю, как так получилось, и из этого же кома цвета молочного шоколада на меня впулились два черных глаза. Или это я в них впулилась? И столько там, в этих черных глазах! И жгучий интерес: кто же это на машине приехал? Гости из города в деревне вот совсем не ежедневное событие. И страх: дед-то за то, что в грязи вся одежда, точно по голове не погладит. И стыдно: незнакомые люди в гости приехали, а он тут вот такой домой приходит. Весь в грязи. Как чуня.
... Кто там в комментариях раньше писал: в роддоме моего малыша отдали, я ему только в глаза взглянула, и вот с первого взгляда - всё. Вот и я... Не знаю. Что я, детей, что ли, до этого ни разу не видела? Глазами ни с одним ребенком не встречалась? А моё отношение к детям, как уже не раз озвучено, определялось словом "фу" с соответствующей гримасой.
Но вот тут... Вот эти впуленные внутрь меня черные глаза из кома грязи... Они тот день разделили на "до" и "после". Впрочем, они, эти глаза, не только этот день разделили на "до" и "после". Но это-то потом ясно стало. А в этот день пока Максика не было, и дед был такой, слезу смахивающий, жалкий и какой-то... просящий, что ли. А Максик пришел и всё вокруг как-то радостно зазвенело вокруг.
- Деда, а куртку и штаны к печке или вынести в коридор? Деда, а теплая вода есть? Деда, а ты мне на голову воды польёшь?
И деда то поругивался как-то, нестрашно и незло, то извинялся, что приходится гостя-меня без внимания оставить:
- Люда, ну вот сама видишь, надо внука от грязи отмыть, ты тут посиди, за печку к нам не заглядывай, сейчас я его в тазу от грязи отмою!
Какая-то весёлая возня творилась вокруг. Как мыльные пузыри. Наконец Максик отмыт, грязная вода из дома вынесена, из кома цвета молочного шоколада вылупился такой мальчик... Такой непонятный. Совсем не вызвавший у меня привычное "дети? фу", а как-то вовсе наоборот. Какая-то звонкая радость от него распространялась по дому.
Максик пошел гулять к пруду. Ну вот деревенские дети не в парках гуляют. С одной стороны у пруда берег обрывистый, с той стороны, которая ближе к деревне. А с другой стороны, с той, где деревья растут, берег пологий. И вот Максик увидел, что у их дома какая-то машина стоит. Кто-то в гости приехал. Ну и Максик, чтоб быстрей-быстрей попасть домой, не стал обходить пруд по пологому склону, а решил быстро взобраться по короткому пути. И уже на самом верху склона поскользнулся, и просто кубарем скатился вниз. Колобком. По грязи.
К дому подошёл, а как в дом-то войти, когда весь-весь грязный? Вот он стал под окном деда звать, чтоб тот вышел и как-то от позора человека спас. И чтоб гостей увидеть всё-таки. Потому что гости в деревне - это как цирк Шапито приехал.
Про ком грязи мы позабыли. А я, хоть про долги вроде как разговаривать собиралась, ехала не с пустыми руками всё-таки. Всё равно в голове сидело, как Аслан своему младшенькому сыночку велик покупал, а старшему ничего не надо, у него и так всё есть. В пакете были какие-то бананы и чокопай для ребенка, и ещё я купила машинку на управлении. Помните, были такие, машинка с батарейкой, от машинки провод, на другом конце провода - пульт управления, влево-вправо, вперед-назад.
И вот мы блинов с домашней сметаной наелись и стали все эту машинку на управлении осваивать. Дедушкины тапки то объезжать, то давить. Вот смеху-то - на дедушкин тапок с разгону наехать!
И сижу это я и понимаю, что язык у меня не поворачивается взять и сказать:
- Ну, дед, а теперь думай, где ты деньги брать будешь, чтоб долги за сына отдать. Индюками тут не отделаешься. Много тут понадобится индюков...
Вместо этого я спросила, какой размер одежды и обуви у Максика. Я ему курточку куплю и кроссовки какие-нибудь. Или привезу сама, или перешлю как. Почта-то всё равно хоть раз в неделю, да приезжает в деревню? Посылки приходят?
А Максик, услышав про кроссовки:
-А у меня кроссовки есть! Красивые, смотрите!
Нырнул куда-то под кровать и достал красивые кроссовки. Ярко-розовые. Девчачьи. На подошве из белой "манной каши"... Суёт мне эти красивые кроссовки в руки, чтоб я вместе с ним порадовалась, какие у него вещи замечательные есть... Дед поясняет, что они тут всей деревней так живут, ребенок вырос, вещи из одного двора переходят в другой двор. Так и помогают друг другу всей деревней.
- Люда, за нас не беспокойся, у нас с внуком всё есть. Сама видишь, и тепло у нас, и хозяйство, и еды полно, и одежда есть. За сына душа у меня болит. Ты лучше сыну моему помоги, а мы с внуком сами справимся.
Не повернулся у меня язык сказать, что вообще-то я про долги сына поговорить ехала. Ну вот... Как сказать деду, который за пару месяцев и жену похоронил, и сына в тюрьму проводил, что дед еще и денег теперь за сына своего отдать должен... КАК? Я новых денег заработаю. А дед с внуком где эти деньги возьмут?
И пошли дед с внуком меня провожать. Вот до сих пор они у меня перед глазами у калитки... Дед в какой-то старой шапке-ушанке то ли из потасканного кролика, то ли из чебурашки, и рядом мальчишка с черными глазами, стоят, мне руками машут...
Все индюки в этот раз остались живы. А всю обратную дорогу у меня картинки перед глазами стояли. То счастье неописуемое в глазах мальчишки, когда ребенок своими красивыми розовыми кроссовками на манной каше хвастается, то вот то первое мгновение встречи глаза в глаза, эти черные глаза из кома грязи...
А у вас была любовь с первого взгляда, а?