Те, кто следует этому пути, должны казаться самыми кроткими и добросердечными, и поступать правильно, со справедливостью и благоразумием от всего сердца. В одном писании говорится, что кроткий взгляд – начало хитрости. Древняя поговорка гласит: «Фан Куай похожа на Ян Гуйфей, которая может успешно пройти через любые ворота с помощью своей улыбки». Следовательно, вы должны уметь различать истинное и ложное в речи и тактике других людей, и вас никогда не обманут.
Лунь Юй сказал:
«Я не буду беспокоиться о том, что другие не знают меня, но буду страдать, если я не знаю других».
Вам следует говорить только правду, и не следует шутить или лгать или обманывать даже в мелочах, в обычное время. Если вы идете против этого, и ваши слова и поступки непоследовательны, то даже когда вы говорите правду, люди скажут: «Он лжец, поэтому мы не должны ему доверять», и поэтому они ничего вам не доверят.
Один текст гласит: «Те, кто никогда не лгут, говорят, что это важно во время войны». Янъюй из Тан, ставший генералом Цзинь, однажды услышал, что генерал противника Лу Сунь заболел на линии фронта. Поскольку Лу Сунь был его старым другом, он послал ему лекарство. Тогда Лу Сунь принял его без малейшего сомнения. Несмотря на то, что его дал старый друг, он был генералом врага, и поэтому по праву это должно было рассматриваться как уловка. Однако Янъюй всегда был настолько доверчивым и верным человеком, что Лу Сунь принял это без сомнения. Если даже вражеский полководец считал его правдивым, представьте, как его собственные солдаты уважали и восхищались его словами и делами.
Цзы-Лу всегда отличался глубокой доверчивостью и искренностью. Он всегда сдерживал обещание, даже если это было обещание, данное под влиянием момента. Он делал это без всяких колебаний и держался правды и веры во всё, так что, когда он начинал что-то говорить, люди относились к нему с уважением, даже прежде, чем он заканчивал говорить. Поэтому Конфуций сказал: «Из всех моих учеников, кажется, только Цзы-Лу может разрешить судебный иск несколькими словами и убедить людей».
Однажды человек по имени Шэ из Сяо Чжи собирался заключить союз с династией Лу. Однако Шэ сказал, что если Цзы-Лу даст слово, то по его совету он отменит договор. Как правило, такой союз был бы выше слов одного человека; однако, это стало возможным только потому, что люди думали, что Цзы-лу был верным и искренним, и его слово имело такой вес.
Однако истина не всегда положительна, как в случае с Вэй-Шэном. Однажды Вэй-Шэн ждал женщину под мостом, и даже когда начался прилив, он не ушел оттуда и, в конце концов, утонул. Он думал, что нарушит свое обещание, если будет ждать на мосту, а не внизу.
Те, кто поступает так во время войны, должны проявлять преданность господину, насколько это возможно, надеясь только на успех в великих достижениях, и знать, что от этого зависят безопасность господина и выживание династии, и с этой мыслью исполнить свой долг вассала, усердно трудясь, чтобы достичь успеха, и затем уйти со своего поста с полными почестями. Если вы увлекаетесь незначительными делами и губите себя ради собственных интересов, не испытывая ни малейшего стыда, это следует рассматривать как воровство феода и утрату доблести. Поэтому те, кто получает плату от своего господина, всегда должны говорить людям следующее:
«Моя жизнь – это не то, что я могу потратить или отдать по собственной воле, потому что я предложил её своему господину за вознаграждение, которое получаю. За это, даже если кто-то растопчет или побьёт меня, я должен буду всё вытерпеть, как служитель Будды».
В Шицзи говорится, что те, кто хватается за неважные обязанности, не могут достичь славы, и те, кто ненавидит нести даже крошечный стыд, не могут достичь больших результатов. Конфуций также говорит, что отсутствие терпения в мелких делах мешает великим планам.
Хань Синь был вельможей из Хуай-инь, и в годы своего детства любил носить меч. Некоторые мальчики говорили о нём, распространяя слух, что Хань Синь, который всегда носит длинный меч, на самом деле трус. Поэтому они решили унизить его на базаре, и предложили ему драться или проползти между ногами противника в унижении. Мальчик с мечом посмотрел на небо и прополз между ног противника. Люди видели его и смеялись над этим. Однако у Хань Синя были высокие устремления, и он [спустя годы] служил императору Гао из китайской династии Хань, и встал во главе войска в десятки тысяч человек. Он никогда не был побежден, даже когда сражался малыми силами против большой армии, и он победил Сян Юя, Великого Чу и в конце концов был назначен управлять в Ци.
Ду Му написал в одном из своих стихотворений, которое отражает вышесказанное:
Кто может скрыть горечь бесчестия и вынести позор, тот – мужествен.
Вы должны всегда строго воздерживаться от алкоголя, похоти и сребролюбия. Никогда не предавайтесь ни одному из них. Эти три порока - ваши враги, которые лишают вас самого себя и вашей лучшей природы. С древних времён было бесчисленное множество людей, которые предавались пьянству, блуду или алчности, пуская стратегию на самотёк, что оказывало серьезное влияние на исход дела.
В одном трактате сказано, что вы не должны упускать из виду истину, стоящую за чем-то, глядя только на поверхность, и не должны пренебрегать ею, как только вы о ней прочитали.
В книгах Конфуция говорится:
«Если человек не задумывается о том, что далеко, он найдет печаль под рукой».
Тай Гун сказал:
«Тем, кто жаден и похотлив, вы должны дать деньги, чтобы отвлечь их, а затем предоставьте им красивых женщин, чтобы обмануть их».