Что-то меня потянуло на работы украинского советского кинематографа. Это и, так называемые, фильмы "украинского поэтического кино", живописные и символические, и картины реалистической школы, поставленные по незаурядным и по-прежнему актуальным книгам.
К сожалению, многие из них малоизвестны и я попробую исправить эту несправедливость.
"Земля" 1954 г.
1894 г. Буковина, часть Западной Украины, находящаяся под властью Австро-Венгерской империи. Здесь, в селе Димка (Дымка), живет семья Федорчуков: старый Ивоника, его жена Мария и двое сыновей. Старший Михайло - радость родительских сердец, первый парень на селе: сильный, добрый, честный, работящий, завидный жених.
Младший Савва - боль отца с матерью. Девятнадцатилетний юноша с непокорным нравом, во всем противоречащий родным. Работать не хочет, любит ходить по округе с ружьем, бездумно стреляя птиц, и всей душой прикипел к Рахире, дерзкой девице, ворожее, полу-цыганке, которая курит трубку и гадает на картах. Говорят, что Рахира его зельем опоила.
Пашут землю Ивоника и Михайло. Хорошая у них земля, только нужны к ней рабочие руки, а старшего сына забирают в армию на три года. Будет ли младший ему заменой и каково придется Михайле в солдатчине?
В соседней хате - свои заботы. Хозяйка дома Докия стала чувствовать себя хуже, а ведь на ней все держится. Надо пристраивать дочь Парасю замуж. Пусть жених, Тодорика, глуповат и некрасив, да непьющий и свое хозяйство есть. Никому нет дела, что Парася хотела бы за Михайлу, а Михайла сохнет по их наймичке Анне.
Это, действительно, очень поэтическое кино на народный лад перелагающее библейскую историю Каина и Авеля. Экранизация одноименной повести Ольги Кобылянской, основанной на действительных событиях. Впрочем, убил ли и вправду брат брата в семье Жижиян, члены которой были прототипами персонажей книги, доподлинно неизвестно. Расследование, как и в фильме , ничего не доказало.
Полагаю, Кобылянская выбрала эту версию событий, потому что она раскрывает губительную для человеческой души власть жадности и зависти. Другую линию сюжета составляют эпизоды армейской службы, где австрийские офицеры унижают солдат и за то что украинцы, и за то что темные крестьяне.
Красиво показана природа, работа на земле, свадебные обряды. Фильм поэтизирует любовь и честный труд, показывая одновременно темные страсти, ломающие человеческую судьбу. Под их власть попадает не один Савва, но и его мать Мария, которая, защищая младшего сына, преследует и обвиняет несчастную Анну. Великолепная работа Натальи Ужвий, играющей женщину, чья душа разрывается от горя, любви и ненависти.
Очень интересен образ Саввы, различающийся в книжной и экранной трактовке. Если в кино мы видим самолюбивого юношу, попавшего под дурное влияние и обиженного тем, что родители любят брата больше чем его, то в повести молодой человек выглядит, по крайней мере, социопатом с влечением стрелять во все, что движется.
Фильм великий, но финал неудачный: вообще непонятно откуда явились двое чужих детей и какое отношение они имеют к будущему клочка земли, из-за которого все разгорелось. Я бы рекомендовала прочесть повесть, но нашла ее только на украинском языке, а в техническом переводе текст выглядит ужасно.
Фильм тоже на украинском, но там почти все понятно. Поэтому все же дополню судьбу героев так как она рассказана в книге.
Выпущенный из под ареста Савва все таки женился на Рахире. Отец отдал им половину дома и ту часть земли, которая и так причиталась младшему сыну. Анна вышла замуж за Петра, брата Докии. Это тот мужик в высокой шапке, который в эпизоде, где девушки очищали от листовой обертки початки кукурузы, так восхищался Анной . Их сыну Ивоника и завещал долю земли, которая отошла бы Михайле. Вероятно, оттого, что старик считал свою семью виновной в несчастьях его несостоявшейся невестки.
В картине снимались: Владимир Сокирко (Ивоника), Сергей Фещенко (Михайло), Павел Грубник (Савва), Татьяна Алексеева (Анна), Валентина Бесполетова (Рахира), Мелания Киселева (Докия), Петр Михневич (Онуфрий), Наталья Наум (Парася), Николай Яковченко (фельдшер), Константин Артеменко (Тодорика) и другие актеры.
"Каменная душа" 1989 г.
Начало ХIХ века, гуцульские Карпаты. Снова Западная Украина, власть Австро-Венгерской империи, снова главного героя забирают в армию.
Обещал Дмитро Катерине, что посватается и заберет ее у отца с мачехой, поскольку скрытая любовь их длится уже давно, а на следующий день его повязали в рекруты. Набор в австрийские войска здесь показан прямо как захват пленных. Мобилизованных ведут со связанными руками, а они могут выразить свое негодование только песней.
Дмитро дрался как лев с прислужниками старосты Юриштана, поскольку он и набору не подлежал как единственный сын у родителей, но Юриштан сам постарался устранить соперника. Он тоже сохнет по Катерине. Девушка соглашается выйти за нелюбимого в надежде выручить избранника сердца.
Дмитро не стал ждать чужой милости (да и не дождался бы), он бежит из крепости и тайком пробирается домой, где узнает о состоявшейся свадьбе. Озлобленный герой уходит в лес, становится атаманом местных разбойников (опришков - от слова "опричь", отдельно, не со всеми).
Фильм по одноименной повести Гната Хоткевича интересен, прежде всего, тем, что показывает деградацию души, для которой свобода выливается во вседозволенность и опустошение.
Дмитрий Марусяк начинает свой путь со славы народного защитника, но жжет его сердце не горе бедного люда, а неутоленная страсть и обида. Украинский Робин Гуд постепенно, но очень скоро вырождается в жестокого разбойника. Недаром при последней встрече Катерина говорит, что ей нет смысла уходить с ним: он ничем не отличается от Юриштана. Впрочем, как показали дальнейшие события, верность мужу оказалась для нее не менее смертельной.
Другая возлюбленная Дмитра, молодая попадья, поступает иначе, но единственное, что ее спасает - незлобивость мужа, смешного, недалекого священника, который, оказывается человечнее картинно-героического возлюбленного.
Сподвижники Дмитра - народ неоднозначный. Если атаман Юрчик - человек, возвысившийся до истинной справедливости в борьбе с угнетателями, то Петр, единственный выживший из банды Марусяка, вообще не имеет нравственных границ.
Изобразительная и музыкальная стороны картины впечатляют. В фильме есть эпизоды с обнаженной натурой и довольно жестокие сцены пыток. Из актеров выделяются Анатолий Хостикоев (Дмитро Марусяк) и Алексей Горбунов (Юриштан). Антагонисты, в конце концов, превращаются в трагических двойников, выгоревших от утраты всех ценностей и желаний.
Никогда не замечала актрису Марину Могилевскую, но здесь, в роли Маруси, она очень красива и выразительна. Богдан Ступка сыграл отца Дмитрия органично, но это персонаж второго плана, не особенно заметный.
В других ролях: Катерина (Юлия Тархова), отец Василий (Петр Бенюк), Юрчик (Федор Стригун), Кудиль (Богдан Бенюк), Оришка (Татьяна Струмковская), Наталья Наум (мать Марусяка) и другие.
Фильм озвучен на украинском языке, но на слух воспринимается без проблем.
"Гулящая" 1961 г.
События этой истории происходят в деревне Марьяновке в восьмидесятые годы ХIХ века. Старики еще хорошо помнят крепостное право, а молодежь уже выросла при "воле", только эта "воля" не особо вольная: поборами крестьяне обложены по самое некуда.
"Господи! И выкупное, и подушное, и земское, и мирское - сколько можно?"- спрашивает у сборщика налогов Грицька Супруненко Прасковья Притыка, по-деревенски, Приська, но у того - каменное сердце. Тем более, что Христя, семнадцатилетняя дочь Филиппа Притыки, очаровала его доселе послушного сына Федора. С тех пор Супруненко только и думает как выжить неугодную семью из деревни.
Сам Филипп уехал продать на ярмарке излишки хлеба, чтобы заплатить подушную подать, но все соседи вернулись, а его нет. За окном завывает вьюга и сугробы стоят выше хат. Скоро Филиппа найдут замерзшим на дороге, а Супруненко с бывшим односельчанином, Загнибедой, ставшим в городе лавочником, состряпают фальшивую расписку, будто погибший отец отдал Христину в наймички за пять рублей.
Так начнется путь в пропасть для красивой деревенской девушки, которая как Лариса из "Бесприданницы" могла бы сказать: "Я вещь, а не человек!" То есть она-то человек, но прав имеет еще меньше, чем героиня Островского и относятся к ней как к вещи. Ее имя обрастет сплетнями гораздо раньше, чем Христя, действительно, доверится не тому человеку.
Роман Панаса Мирного "Гулящая" ("Повiя") - выдающееся литературное произведение, написанное ярким и лиричным слогом. Экранизация, конечно, не могла вместить в час с небольшим довольно развернутый сюжет, поэтому, к сожалению, иногда очень сокращена.
Впрочем основные герои раскрыты: Христина и ее смазливый либеральный соблазнитель Григорий Проценко, безудержная и пылкая Марина с талантливым и порядочным, по сути, мужем-скрипачом, ведущим беспорядочную жизнь.
Деревенский мироед Супруненко, которому и родного сына не жаль, все эти земские деятели и чиновники, презирающие мужиков. Хотя и деревенские не всегда ведут себя также, как на сходе, защитившем земельные права семьи Притыки. Слишком много сплетен и недоверия. Поведение Христины легко толкует в дурную сторону даже ее мать.
Жаль, что уделили мало времени Константину Колеснику, взявшему Христину на содержание, и очень упростили его образ. В книге это далеко не однозначный персонаж. Также сократили и изменили линию Марии, кухарки в доме Рубца, где Христина была горничной. В романе она моложе, красивее и не столь добродетельна, а ведь это единственная крестьянка в сюжете, чья судьба сложилась более-менее нормально.
На роль центральной героини приглашалась Тамара Семина, более подходившая по фактуре, но, вероятно, после Катюши Масловой, актриса побоялась застрять в образе девушки легкого поведения.
Христина стала пятой главной ролью в фильмографии Людмилы Гурченко. О том насколько она соответствует этому образу внешне существуют разные мнения, но драматическое исполнение роли, по-моему, не вызывает сомнений.
Картина, в отличие от ярких цветных предыдущих, черно-белая. Снята в духе реализма и показа социальных проблем, что делает ее не менее интересной и очень актуальной. Озвучена на русском языке. Роман Панаса Мирного тоже легко найти в этом варианте.
В фильме также играли: Рита Гладунко (Марина), Николай Козленко (Лука Федорович Довбня, музыкант), Василий Векшин (Григорий Проценко), Николай Пишванов (Грицько Супруненко), Павел Шкреба (Константин Колесник), Степан Шкурат (слуга в поместье Колесника), Георгий Бабенко (Антон Петрович Рубец, второй хозяин Христи), Петр Михневич (Петро Лукич Загнибеда, первый хозяин Христины) и другие актеры.
Мой обзор закончен, желаю вам приятного погружения в прошлое и не очень переживайте за трагическую судьбу героев. Это все таки кино! Предыдущая подборка о страстях, кипящих на Украине: "Кровь людская - не водица", "Дмитро Горицвит", "Люди не все знают": забытая кинотрилогия о борьбе с петлюровцами, немцами и кулаками.