Найти тему
Кино и книги

"Роковые страсти в украинском селе": 3 забытых интересных советских фильма Киевской киностудии

Что-то меня потянуло на работы украинского советского кинематографа. Это и, так называемые, фильмы "украинского поэтического кино", живописные и символические, и картины реалистической школы, поставленные по незаурядным и по-прежнему актуальным книгам.

К сожалению, многие из них малоизвестны и я попробую исправить эту несправедливость.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Земля" 1954 г.

1894 г. Буковина, часть Западной Украины, находящаяся под властью Австро-Венгерской империи. Здесь, в селе Димка (Дымка), живет семья Федорчуков: старый Ивоника, его жена Мария и двое сыновей. Старший Михайло - радость родительских сердец, первый парень на селе: сильный, добрый, честный, работящий, завидный жених.

Кадр из фильма "Земля". Михайло с отцом перекусывают в поле.
Кадр из фильма "Земля". Михайло с отцом перекусывают в поле.

Младший Савва - боль отца с матерью. Девятнадцатилетний юноша с непокорным нравом, во всем противоречащий родным. Работать не хочет, любит ходить по округе с ружьем, бездумно стреляя птиц, и всей душой прикипел к Рахире, дерзкой девице, ворожее, полу-цыганке, которая курит трубку и гадает на картах. Говорят, что Рахира его зельем опоила.

Кадр из фильма "Земля". Савва и Рахира: роковая страсть или все-таки приворот?
Кадр из фильма "Земля". Савва и Рахира: роковая страсть или все-таки приворот?

Пашут землю Ивоника и Михайло. Хорошая у них земля, только нужны к ней рабочие руки, а старшего сына забирают в армию на три года. Будет ли младший ему заменой и каково придется Михайле в солдатчине?

В соседней хате - свои заботы. Хозяйка дома Докия стала чувствовать себя хуже, а ведь на ней все держится. Надо пристраивать дочь Парасю замуж. Пусть жених, Тодорика, глуповат и некрасив, да непьющий и свое хозяйство есть. Никому нет дела, что Парася хотела бы за Михайлу, а Михайла сохнет по их наймичке Анне.

Кадр из фильма "Земля". Парася и Тодорика на свадьбе. Жених не всегда такой перекошенный: это он слишком много откусил и никак не прожует, но и без того видно, что не Аполлон. Бедная девочка!
Кадр из фильма "Земля". Парася и Тодорика на свадьбе. Жених не всегда такой перекошенный: это он слишком много откусил и никак не прожует, но и без того видно, что не Аполлон. Бедная девочка!

Это, действительно, очень поэтическое кино на народный лад перелагающее библейскую историю Каина и Авеля. Экранизация одноименной повести Ольги Кобылянской, основанной на действительных событиях. Впрочем, убил ли и вправду брат брата в семье Жижиян, члены которой были прототипами персонажей книги, доподлинно неизвестно. Расследование, как и в фильме , ничего не доказало.

Кадр из фильма "Земля". Савва и Михайло: брат на брата?
Кадр из фильма "Земля". Савва и Михайло: брат на брата?

Полагаю, Кобылянская выбрала эту версию событий, потому что она раскрывает губительную для человеческой души власть жадности и зависти. Другую линию сюжета составляют эпизоды армейской службы, где австрийские офицеры унижают солдат и за то что украинцы, и за то что темные крестьяне.

Красиво показана природа, работа на земле, свадебные обряды. Фильм поэтизирует любовь и честный труд, показывая одновременно темные страсти, ломающие человеческую судьбу. Под их власть попадает не один Савва, но и его мать Мария, которая, защищая младшего сына, преследует и обвиняет несчастную Анну. Великолепная работа Натальи Ужвий, играющей женщину, чья душа разрывается от горя, любви и ненависти.

Кадр из фильма "Земля". Мария защищает оставшегося сына.
Кадр из фильма "Земля". Мария защищает оставшегося сына.

Очень интересен образ Саввы, различающийся в книжной и экранной трактовке. Если в кино мы видим самолюбивого юношу, попавшего под дурное влияние и обиженного тем, что родители любят брата больше чем его, то в повести молодой человек выглядит, по крайней мере, социопатом с влечением стрелять во все, что движется.

Фильм великий, но финал неудачный: вообще непонятно откуда явились двое чужих детей и какое отношение они имеют к будущему клочка земли, из-за которого все разгорелось. Я бы рекомендовала прочесть повесть, но нашла ее только на украинском языке, а в техническом переводе текст выглядит ужасно.

Фильм тоже на украинском, но там почти все понятно. Поэтому все же дополню судьбу героев так как она рассказана в книге.

Выпущенный из под ареста Савва все таки женился на Рахире. Отец отдал им половину дома и ту часть земли, которая и так причиталась младшему сыну. Анна вышла замуж за Петра, брата Докии. Это тот мужик в высокой шапке, который в эпизоде, где девушки очищали от листовой обертки початки кукурузы, так восхищался Анной . Их сыну Ивоника и завещал долю земли, которая отошла бы Михайле. Вероятно, оттого, что старик считал свою семью виновной в несчастьях его несостоявшейся невестки.

Кадр из фильма "Земля". Анна, потерявшая любимого и ребенка.
Кадр из фильма "Земля". Анна, потерявшая любимого и ребенка.

В картине снимались: Владимир Сокирко (Ивоника), Сергей Фещенко (Михайло), Павел Грубник (Савва), Татьяна Алексеева (Анна), Валентина Бесполетова (Рахира), Мелания Киселева (Докия), Петр Михневич (Онуфрий), Наталья Наум (Парася), Николай Яковченко (фельдшер), Константин Артеменко (Тодорика) и другие актеры.

"Каменная душа" 1989 г.

Начало ХIХ века, гуцульские Карпаты. Снова Западная Украина, власть Австро-Венгерской империи, снова главного героя забирают в армию.

Обещал Дмитро Катерине, что посватается и заберет ее у отца с мачехой, поскольку скрытая любовь их длится уже давно, а на следующий день его повязали в рекруты. Набор в австрийские войска здесь показан прямо как захват пленных. Мобилизованных ведут со связанными руками, а они могут выразить свое негодование только песней.

Дмитро дрался как лев с прислужниками старосты Юриштана, поскольку он и набору не подлежал как единственный сын у родителей, но Юриштан сам постарался устранить соперника. Он тоже сохнет по Катерине. Девушка соглашается выйти за нелюбимого в надежде выручить избранника сердца.

Кадр из фильма "Каменная душа". Юриштан и Катерина после свадьбы.
Кадр из фильма "Каменная душа". Юриштан и Катерина после свадьбы.

Дмитро не стал ждать чужой милости (да и не дождался бы), он бежит из крепости и тайком пробирается домой, где узнает о состоявшейся свадьбе. Озлобленный герой уходит в лес, становится атаманом местных разбойников (опришков - от слова "опричь", отдельно, не со всеми).

Фильм по одноименной повести Гната Хоткевича интересен, прежде всего, тем, что показывает деградацию души, для которой свобода выливается во вседозволенность и опустошение.

Кадр из фильма "Каменная душа". Атаман Марусяк.
Кадр из фильма "Каменная душа". Атаман Марусяк.

Дмитрий Марусяк начинает свой путь со славы народного защитника, но жжет его сердце не горе бедного люда, а неутоленная страсть и обида. Украинский Робин Гуд постепенно, но очень скоро вырождается в жестокого разбойника. Недаром при последней встрече Катерина говорит, что ей нет смысла уходить с ним: он ничем не отличается от Юриштана. Впрочем, как показали дальнейшие события, верность мужу оказалась для нее не менее смертельной.

Другая возлюбленная Дмитра, молодая попадья, поступает иначе, но единственное, что ее спасает - незлобивость мужа, смешного, недалекого священника, который, оказывается человечнее картинно-героического возлюбленного.

Кадр из фильма "Каменная душа". Отец Василий. Да, он толстый и нелепый, но жену с чужим ребенком обратно принял.
Кадр из фильма "Каменная душа". Отец Василий. Да, он толстый и нелепый, но жену с чужим ребенком обратно принял.

Сподвижники Дмитра - народ неоднозначный. Если атаман Юрчик - человек, возвысившийся до истинной справедливости в борьбе с угнетателями, то Петр, единственный выживший из банды Марусяка, вообще не имеет нравственных границ.

Изобразительная и музыкальная стороны картины впечатляют. В фильме есть эпизоды с обнаженной натурой и довольно жестокие сцены пыток. Из актеров выделяются Анатолий Хостикоев (Дмитро Марусяк) и Алексей Горбунов (Юриштан). Антагонисты, в конце концов, превращаются в трагических двойников, выгоревших от утраты всех ценностей и желаний.

Никогда не замечала актрису Марину Могилевскую, но здесь, в роли Маруси, она очень красива и выразительна. Богдан Ступка сыграл отца Дмитрия органично, но это персонаж второго плана, не особенно заметный.

Кадр из фильма "Каменная душа". Ах, Маруся, какая зажигательная женщина, а еще попова жинка!
Кадр из фильма "Каменная душа". Ах, Маруся, какая зажигательная женщина, а еще попова жинка!

В других ролях: Катерина (Юлия Тархова), отец Василий (Петр Бенюк), Юрчик (Федор Стригун), Кудиль (Богдан Бенюк), Оришка (Татьяна Струмковская), Наталья Наум (мать Марусяка) и другие.

Фильм озвучен на украинском языке, но на слух воспринимается без проблем.

"Гулящая" 1961 г.

События этой истории происходят в деревне Марьяновке в восьмидесятые годы ХIХ века. Старики еще хорошо помнят крепостное право, а молодежь уже выросла при "воле", только эта "воля" не особо вольная: поборами крестьяне обложены по самое некуда.

"Господи! И выкупное, и подушное, и земское, и мирское - сколько можно?"- спрашивает у сборщика налогов Грицька Супруненко Прасковья Притыка, по-деревенски, Приська, но у того - каменное сердце. Тем более, что Христя, семнадцатилетняя дочь Филиппа Притыки, очаровала его доселе послушного сына Федора. С тех пор Супруненко только и думает как выжить неугодную семью из деревни.

Кадр из фильма "Гулящая". Христя на деревенской вечеринке.
Кадр из фильма "Гулящая". Христя на деревенской вечеринке.

Сам Филипп уехал продать на ярмарке излишки хлеба, чтобы заплатить подушную подать, но все соседи вернулись, а его нет. За окном завывает вьюга и сугробы стоят выше хат. Скоро Филиппа найдут замерзшим на дороге, а Супруненко с бывшим односельчанином, Загнибедой, ставшим в городе лавочником, состряпают фальшивую расписку, будто погибший отец отдал Христину в наймички за пять рублей.

Так начнется путь в пропасть для красивой деревенской девушки, которая как Лариса из "Бесприданницы" могла бы сказать: "Я вещь, а не человек!" То есть она-то человек, но прав имеет еще меньше, чем героиня Островского и относятся к ней как к вещи. Ее имя обрастет сплетнями гораздо раньше, чем Христя, действительно, доверится не тому человеку.

Кадр из фильма "Гулящая". А это Гриша Проценко: смазливый, ласковый, трусоватый, а потом и подловатый.
Кадр из фильма "Гулящая". А это Гриша Проценко: смазливый, ласковый, трусоватый, а потом и подловатый.

Роман Панаса Мирного "Гулящая" ("Повiя") - выдающееся литературное произведение, написанное ярким и лиричным слогом. Экранизация, конечно, не могла вместить в час с небольшим довольно развернутый сюжет, поэтому, к сожалению, иногда очень сокращена.

Впрочем основные герои раскрыты: Христина и ее смазливый либеральный соблазнитель Григорий Проценко, безудержная и пылкая Марина с талантливым и порядочным, по сути, мужем-скрипачом, ведущим беспорядочную жизнь.

Кадр из фильма "Гулящая". Довбня честно (хоть не без колебаний) женился на соблазненной служанке Марине и теперь она мужа по кабакам ищет.
Кадр из фильма "Гулящая". Довбня честно (хоть не без колебаний) женился на соблазненной служанке Марине и теперь она мужа по кабакам ищет.

Деревенский мироед Супруненко, которому и родного сына не жаль, все эти земские деятели и чиновники, презирающие мужиков. Хотя и деревенские не всегда ведут себя также, как на сходе, защитившем земельные права семьи Притыки. Слишком много сплетен и недоверия. Поведение Христины легко толкует в дурную сторону даже ее мать.

Кадр из фильма "Гулящая". Христина и Колесник в кафешантане.
Кадр из фильма "Гулящая". Христина и Колесник в кафешантане.

Жаль, что уделили мало времени Константину Колеснику, взявшему Христину на содержание, и очень упростили его образ. В книге это далеко не однозначный персонаж. Также сократили и изменили линию Марии, кухарки в доме Рубца, где Христина была горничной. В романе она моложе, красивее и не столь добродетельна, а ведь это единственная крестьянка в сюжете, чья судьба сложилась более-менее нормально.

На роль центральной героини приглашалась Тамара Семина, более подходившая по фактуре, но, вероятно, после Катюши Масловой, актриса побоялась застрять в образе девушки легкого поведения.

Христина стала пятой главной ролью в фильмографии Людмилы Гурченко. О том насколько она соответствует этому образу внешне существуют разные мнения, но драматическое исполнение роли, по-моему, не вызывает сомнений.

Картина, в отличие от ярких цветных предыдущих, черно-белая. Снята в духе реализма и показа социальных проблем, что делает ее не менее интересной и очень актуальной. Озвучена на русском языке. Роман Панаса Мирного тоже легко найти в этом варианте.

В фильме также играли: Рита Гладунко (Марина), Николай Козленко (Лука Федорович Довбня, музыкант), Василий Векшин (Григорий Проценко), Николай Пишванов (Грицько Супруненко), Павел Шкреба (Константин Колесник), Степан Шкурат (слуга в поместье Колесника), Георгий Бабенко (Антон Петрович Рубец, второй хозяин Христи), Петр Михневич (Петро Лукич Загнибеда, первый хозяин Христины) и другие актеры.

Мой обзор закончен, желаю вам приятного погружения в прошлое и не очень переживайте за трагическую судьбу героев. Это все таки кино! Предыдущая подборка о страстях, кипящих на Украине: "Кровь людская - не водица", "Дмитро Горицвит", "Люди не все знают": забытая кинотрилогия о борьбе с петлюровцами, немцами и кулаками.

-16