Советское кино не делает различий между хорошим и плохим, с четким разделением персонажей.
Мы любим образцовых, и некрасивых, и не совсем обычных, бездарных, хороших и плохих.
Может быть, поэтому нам очень стыдно за слова или действия, когда некоторые персонажи ведут себя не лучшим образом, ведь мы относимся к этим персонажам как к старым друзьям.
Афанасий Борщев, «Афоня» (1975)
«Афоня» часто представляет собой специфическое явление. Советский фильм без положительного героя и морали.
Это во всех смыслах забавный персонаж, каждый день которого сводится к погоне за выпивкой. Он не хочет работать. Стоит только вспомнить момент, когда квартиры затапливает, а мужик, слесарь 4 разряда, обернулся и сказал "рабочий день окончен"?
Жизнь скучна для него. Маленькие удовольствия — случайные взятки, которые он тратит на выпивку.
Сегодня в Москве и Ярославле есть два паба, названных в честь героя фильма.
Рядом с пивной в Ярославле установлен памятник, изображающий штукатура Колю и сантехника Афоню.
Перед его установкой был проведен опрос, в результате которого Афоня был выбран персонажем фильма, который мог бы стать олицетворением Ярославля.
Честно говоря, жаль ярославцев.
Ипполит, "Ирония судьбы или с легким паром!" (1975)
Если бы Ипполита не было в советском кино, зрителю не о чем было бы расстраиваться.
Богатый и успешный, он неожиданно и несправедливо брошен невестой под бой часов.
"С ним, спокойно, надежно... За ним, как за каменной стеной...".
Как можно его не любить?
Но что-то смущает. Представьте на минуту, что в квартире вашей невесты внезапно появляется пьяный незнакомец. Как поступил бы в этой ситуации уважающий себя человек? Конечно, в этот момент он столкнет ее с лестницы! Или хотя бы попытаться.
Что делает Ипполит?
Ипполит поворачивается и уходит, оставив невесту в квартире с незнакомцем! А потом он совсем напьется с горя. Это верно - "как за каменной стеной".
Андрей Бузыкин, «Осенний марафон» (1979)
Бузыкин — слабый и бесхарактерный человек, который не может никому ни в чем отказать. Но не потому, что он очень хороший, а потому, что он хочет быть хорошим для всех.
Он предстает перед зрителем жертвой, но он всего лишь жертва собственной бесхарактерности и нарастающей фальши.
Весь фильм Бузыкин разрывается между женой и любовницей. И обе болезненно осознают, что им не хватает мужества закончить эту историю — для обеих ничего не изменится.
А вы пожалели бы такого персонажа?
Новосельцев Анатолий Ефремович, "Служебный роман" (1977)
С первых кадров «Служебного романа» Новосельцев хочет предстать перед зрителями «тихим, добрым, безобидным человеком. Он не скажет грубого слова».
Но эта показная кротость сыграет с Новосельцевым злую шутку. Идея соблазнить неуверенного в себе босса для продвижения по службе в исполнении робкого человека кажется куда более отвратительной, чем реализованная авантюристом.
Тамара, дочь Антонины, «Впервые замужем» (1979)
Каждая фраза неблагодарной, эгоистичной Тамарочки не только нисколько не вызывает сочувствия в отношении её матери Антонины, главной героини фильма.
По сюжету Тамара стыдится своей необразованной, апатичной, скучной матери. Но мы понимаем, кому действительно стыдно.
Алевтина, жена Валентина Ненарокова, "Экипаж" (1979)
Аля — персонаж колоритный, и непонятно, кто в большей мере сумасшедший — Ненароков или Ненарокова?
Классический, простой вариант истеричной женщины. Несомненно, она всегда права и всегда всем недовольна. Упрекая хорошего человека, она приводит в бешенство зрителя, наблюдающего за всем этим.
Мистер Эй, «Мэри Поппинс, до свидания» (1984)
Робертсон, которому Мэри Поппинс дала шутливое прозвище Мистер Эй, считается положительным персонажем. Он ведь мужчина. Он сочиняет и поет простые песни.
Шалости Робертсона с экскаватором привели не только к поломке газопровода, но и стали причиной пожара, ведь он зачем-то бросил туда сигарету!...
А как в этой ситуации действует сам Робертсон? Он бежит прятаться в детской комнате, делая вид, что все это время играл с ними.
Дом без газа, машина сломана, семья на грани банкротства. А все из-за инфантильного Робертсона.
Его глупейшее поведение всегда становится присиной все новых и новых бед. И нелепая «борьба с несправедливостью» не решает проблемы, ведь главная проблема Бэнкса — это сам Роберт Робертсон.
Вот таких странных персонажей я вспомнила. Их, конечно же, гораздо больше, но эти, по-моему, самые-самые...
А вы добавили бы кого-нибудь в этот список?