Найти в Дзене

Кодекс Хейса - страшный стандрт, запрещающий всё в кино

Оглавление

Кодекс был принят в 1930-ом году, но задумываться о нём стали ещё с 1922 года. В тот год и ранее выходили рискованные для того времени фильмы - в них были эротика, межрасовые, однополые, беспорядочные связи, мат, наркотики, проституция, измены, упоминание абортов и насилие (особо популярны фильмы с мафиози). Проблемой были и сильные женские персонажи в кино - например, в фильмах "Мордашка" и "Королева Кристина" (в последнем есть также упоминание однополых отношений).

Вместе с этим на создание кодекса повлияли и скандалы, связанные с актёрами, режиссёрами, продюсерами и другими ликами мира кино. Один из самых известных случаев вероятное изнасилование Вирджинии Рапп популярной кинозвездой Роско Арбаклом.

Из-за всех этих событий машина Голливуда была осуждена со стороны гражданских, политических и религиозных организаций. Но уже в 1921 году начались запреты некоторых фильмов отдельно в нескольких штатах. И тогда студии решили сами себя урегулировать, пока другие не придумали сотни запретов.

Роско Арбакл и Вирджиния Рапп
Роско Арбакл и Вирджиния Рапп

Уильям Харрисон Хейс - политик-республиканец. Студии платили ему 100 000 долларов в год, дабы он составил свод правил и цензур - сам он стал администратором в Ассоциации Голливудских студий, которая существует до сих пор, и следил за выполнением правил. Но до 1934 года их выполнение было необязательным, а потому ещё до этого года выходили фильмы, которые не отвечали кодексу.

Также Хейс в 1927 году предложил руководителям студий сформировать комитет для обсуждения цензуры фильмов. Ирвинг Г. Тальберг «Metro Goldwyn Mayer», Сол Вюрцель «Fox» и Э. Х. Аллен «Paramount» вошли в первый состав этого комитета. Работу по обсуждению цензуры фильмов они вели в соответствии со списком правил, который назвали «Don’ts and Be Carefuls», который основывался на пунктах, полученных путём опроса местных цензоров.

Уильям Харрисон Хейс
Уильям Харрисон Хейс

Первый вариант Кодекса был принят в 1927 году. Список был одобрен Федеральной торговой комиссией, и Хейс создал Комитет по отношениям с членами Ассоциаций Киностудий для контроля за соблюдением "Кодекса Хейса.

Полный запрет

В лентах, выпущенных членами Ассоциации, ни в коем случае не должны появляться следующие вещи:

  1. Использование обсценной лексики и экспрессивных выражений, включая и такие слова, как «God», «Lord», «Jesus», «Christ» (если только они не произносятся благоговейно в связи с надлежащими религиозными церемониями), «hell», «damn», «Gawd». При этом их можно было показывать написанными (кроме откровенно нецензурной брани).
  2. Изображение любой соблазнительной наготы, не допускался показ не только обнажённых актёров/актрис, но и их силуэтов или теней. Также не допускалось, чтобы персонажи говорили о сексе в соблазнительной коннотации, только в порицательной.
  3. Изображение незаконного оборота наркотиков.
  4. Любые намеки на сексуальные извращения.
  5. Показ белого рабства.
  6. Изображение смешанных браков и указания на межрасовые сексуальные отношения.
  7. Показ любых проявлений сексуальной гигиены и упоминания о венерических заболеваниях.
  8. Любые сцены родов — фактические или даже в виде силуэтов.
  9. Демонстрация половых органов детей.
  10. Высмеивание духовенства. Священник на экране не мог быть злодеем или комическим персонажем.
  11. Умышленные оскорбления любой нации и любого вероисповедания (запрет не распространялся на оскорбления в адрес атеистов).
"Бен-Гур: история Христа" 1925 год - в этом моменте Бен-Гура поит водой и успокаивает Иисус Христос, но лица его не показывают
"Бен-Гур: история Христа" 1925 год - в этом моменте Бен-Гура поит водой и успокаивает Иисус Христос, но лица его не показывают

Можно показывать, но не рекомендуется

  1. Какие-либо сомнительные действия с флагом государства.
  2. Изображение международных отношений (рекомендовалось избегать изображать в неблагоприятном свете религию, историю, институты или видных граждан других стран).
  3. Сцены поджогов.
  4. Сцены применения огнестрельного оружия.
  5. Сцены пыток.
  6. Детализированные сцены краж, грабежей, взлома или взрыва поездов, шахт, зданий и тому подобных действий (кто-то может попробовать воспроизвести показанное).
  7. Любые проявления жестокости.
  8. Сцены, демонстрирующие технику совершения убийств любым способом.
  9. Сцены, демонстрирующие методы контрабанды.
  10. Сцены повешения или применения электричества в качестве судебного наказания за преступление.
  11. Сцены, вызывающие сочувствие к преступникам.
  12. Сцены порицания публичных персон и учреждений.
  13. Мятежи и восстания.
  14. Очевидную жестокость по отношению к детям и к животным.
  15. Сцены клеймения людей или животных.
  16. Сцены продажи женщин или сцены, где женщины продают секс.
  17. Сцены, содержащие изображение изнасилования или попытки изнасилования.
  18. Сцены, содержащие изображение первой брачной ночи.
  19. Мужчину и женщину, лежащих в одной постели.
  20. Сцены преднамеренного обольщения женщин.
  21. Что-либо, раскрывающее устройство института брака.
  22. Хирургические операции.
  23. Использование наркотиков.
  24. Названия или сцены, имеющие отношение к силовым или правоохранительным органам.
  25. Продолжительные или сексуально-привлекательные поцелуи, особенно когда один из персонажей в фильме является антагонистом или хотя бы просто «трудным» персонажем.
"Путь наслаждений" 1925 год - по сюжету фильма, авторы очевидно дают зрителю проникнуться к персонажу, который занимается подделкой чеков, контрабандой и признаётся в убийстве
"Путь наслаждений" 1925 год - по сюжету фильма, авторы очевидно дают зрителю проникнуться к персонажу, который занимается подделкой чеков, контрабандой и признаётся в убийстве

В 1929 году католик-мирянин Мартин Квигли (редактор журнала "Motion Picture Herald") и священник-иезуит Даниел А. Лорд написали кодекс стандартов цензуры фильмов и представили его киностудиям. Весь их кодекс был пропитан католическими подтекстами.

В феврале 1930 года несколько руководителей киностудий встретились с Лордом и Квигли. После внесения некоторых поправок они согласились с положениями Кодекса. Одним из основных мотивирующих факторов принятия Кодекса была необходимость избежания прямого государственного вмешательства в цензуру и прокат фильмов. Так появилась окончательная версия "Кодекса Хейса".

Обложка кодекса
Обложка кодекса

Обновлённый свод правил 1930-ого года

Основные пункты остались те же, но добавилось несколько обобщений и призывов, в формулировках, допускающих неоднозначное толкование и свободу обвинения.

Общие принципы

  • Фильмам запрещается «снижать моральные стандарты тех, кто их видит».
  • Производители фильмов должны стремиться к описанию «правильных стандартов жизни».
  • Запрещается показывать какие-либо насмешки в отношении закона или показывать «сочувствие к какому-либо нарушению закона».
Paramount Pictures в 1930-ые
Paramount Pictures в 1930-ые

Частные принципы

  • Предписывается на экране продвигать ценности традиционного (то есть доиндустриального, европейского, христианского) общества.
  • Сексуальные отношения вне брака запрещается изображать как привлекательные или прекрасные, предписывается вместо этого изображать их таким образом, чтобы они не вызывали страсти или казались недопустимыми.
  • Утверждается, что нужно либо придерживаться правила «политика только для взрослых», либо показывать то, что приведёт к правильным мыслям и политическим идеям у молодёжи.
  • Все уголовные дела должны быть показаны как заканчивающиеся наказанием, и ни преступление, ни преступник не должны вызывать симпатий у аудитории, либо аудитория должна хотя бы «осознать, что такое поведение неверно».
  • Необходимо относиться с уважением к авторитетным деятелям, представители духовенства не могут быть изображены как комические персонажи или злодеи. В некоторых случаях политики, полицейские и судьи могли быть злодеями, если из фильма ясно, что эти лица, изображённые как злодеи, являются исключением из правил.
  • Некоторые ограничения, такие как запрет на демонстрацию всего, что связано с гомосексуальностью, или использование конкретных библейских слов, никогда не упоминались напрямую, но считались понятными без чёткой демаркации.
  • Рекламный кодекс - регулируется показ рекламных изображений, изображений товаров и тому подобных вещей.
"Разгром рэкета" 1938 год - в конце сюжета нарушившие закон персонажи были посажены, либо умерли. В том числе девушка, которая убила того, кто напал на неё.
"Разгром рэкета" 1938 год - в конце сюжета нарушившие закон персонажи были посажены, либо умерли. В том числе девушка, которая убила того, кто напал на неё.

В новом своде было указано, что кино должно быть тщательно обработано, поскольку оно может быть "морально злым в своих эффектах" - его влияние на общественную мораль является бесспорным. Было требование представлять злые поступки в негативном свете, а благие - благоприятном.

В начале 1930-ых годов во времена начала Великой Депрессии, как уже было мною сказано, не сильно следили за выполнением Кодекса Хейса. Потому студии окупали свои фильмы, за счёт фильмов с жестоким - по меркам тех лет - содержанием.

"Мэр Ада" - криминальный фильм 1933 года
"Мэр Ада" - криминальный фильм 1933 года

И вот, 13 июня 1934 года была принята поправка к Кодексу - теперь все фильмы, выпущенные с 1 июля 1934 шода, должны были пройти через Администрацию производственного кодекса, и только после этого они могут допуститься к прокату только после получения свидетельства. Первым фильмом, получившим одобрение, стал "Мир движется вперед" 1934 года.

На протяжении всей Великой Депрессии Кодекс оставался негосударственным. Голливудские студии придерживались Кодекса Хейса в надежде избежать государственной цензуры, предпочитая внутреннее саморегулирование. Принятие студиями Кодекса привело к роспуску многих местных советов по цензуре.
"Мир движется вперёд" 1934 год
"Мир движется вперёд" 1934 год

Жестокое следование Кодекса началось с назначения руководителем нового Управления производственного кодекса Джозефа Брина - католик-мирянин, который работал в сфере связей с общественностью - в 1934 года. Брин мог менять сюжеты и сцены - это злило писателей, сценаристов, режиссеров и голливудских богачей. Из-за запретов Кодекса Хейса было остановлено большое количество съёмок антинацистских фильмов. На пенсию Джозеф Брин ушёл в 1954 году.

Брин повлиял на производство Касабланки, запретив отсылки на то, что Рик и Ильза спали друг с другом в Париже.
Брин повлиял на производство Касабланки, запретив отсылки на то, что Рик и Ильза спали друг с другом в Париже.

В 50-ые годы начались проблемы в американском прокате. В первую очередь потому, что развилось телевидение США - теперь, чтобы что-то посмотреть из дома выходить не обязательно. А также появилось качественное зарубежное кино, например, "Похитители велосипедов" 1948 года. В некоторых иностранных фильмах были подняты темы, которые запрещались Кодексом Хейса - например, оспаривание гендерных ролей. Но цензурировать их было нельзя - во-первых, поскольку это привело бы к монополии на рынке, а, во-вторых, фильмы не были связаны с Кодексом.

"Похитители велосипедов" 1948 год
"Похитители велосипедов" 1948 год

Переломным моментом стало судебное дело 1952 года "Joseph Burstyn, Inc. vs. Wilson". Верховный суд США постановил, что кинофильмы имеют право на защиту первой поправки к конституции США (о свободе слова). Совет регентов штата Нью-Йорк не смог запретить "Чудо", короткометражный фильм, составлявший половину ленты Любовь (1948), антологии режиссёра Роберто Росселлини. Этот и подобные случаи создали прецеденты, на которые впредь могли опереться юристы - теперь в суде защищали свободу слова в кинематографе.

В 50-ые годы стала меняться культура США. Табуированность многих тем пропала - некоторые пункты Кодекса были пересмотрены. Запрещённые ранее ленты получили прокатные удостоверения. Откровенные по тогдашним меркам ленты заполняли кинозалы - "В джазе только девушки" (1959) Билли Уайлдеру не было дано свидетельство о допуске к показу, но фильм все равно стал кассовым бестселлером. это ещё больше ослабило авторитет Кодекса.

В начале 1960-х годов фильмы начали сниматься картины с темами взрослой жизни и сексуальными проблемами.

"Кто боится Вирджинии Вульф?" 1966 год - первый фильм, который был помечен как "Для взрослой аудитории"
"Кто боится Вирджинии Вульф?" 1966 год - первый фильм, который был помечен как "Для взрослой аудитории"

В 1968 году Кодекс Хейса был полностью отменён. Началась работа над рейтинговой системой. Система рейтинга фильмов вступила в силу с 1 ноября 1968 года с четырьмя рейтингами: G для общих аудиторий, M для зрелого контента, R для ограниченного показа (зрители до 17 лет не допускаются без взрослого) и X для сексуально-откровенного контента. К концу 1968 года Джеффри Шерлок — преемник Джозефа Брина, назначенного Уиллом Хейсом, последний администратор комитета по надзору за соблюдением "Кодекса" в Голливуде, ушел со своего поста.

Несколько раз на протяжении последующих лет использования этого рейтинга он менялся
Несколько раз на протяжении последующих лет использования этого рейтинга он менялся

Кодекс Хейса - это лишь один из способов контролировать киноискусство. Не только в США подобная проблема была, есть и будет - вспомнить тот же Советские Союз, когда режиссёрам приходилось по тысячу раз изворачиваться, дабы попасть в прокат. Сейчас другие вещи контролируют кино - не политика и религия, так общественные деятели. Однако, в конце концов свобода слова победит.