Кодекс был принят в 1930-ом году, но задумываться о нём стали ещё с 1922 года. В тот год и ранее выходили рискованные для того времени фильмы - в них были эротика, межрасовые, однополые, беспорядочные связи, мат, наркотики, проституция, измены, упоминание абортов и насилие (особо популярны фильмы с мафиози). Проблемой были и сильные женские персонажи в кино - например, в фильмах "Мордашка" и "Королева Кристина" (в последнем есть также упоминание однополых отношений).
Вместе с этим на создание кодекса повлияли и скандалы, связанные с актёрами, режиссёрами, продюсерами и другими ликами мира кино. Один из самых известных случаев вероятное изнасилование Вирджинии Рапп популярной кинозвездой Роско Арбаклом.
Из-за всех этих событий машина Голливуда была осуждена со стороны гражданских, политических и религиозных организаций. Но уже в 1921 году начались запреты некоторых фильмов отдельно в нескольких штатах. И тогда студии решили сами себя урегулировать, пока другие не придумали сотни запретов.
Уильям Харрисон Хейс - политик-республиканец. Студии платили ему 100 000 долларов в год, дабы он составил свод правил и цензур - сам он стал администратором в Ассоциации Голливудских студий, которая существует до сих пор, и следил за выполнением правил. Но до 1934 года их выполнение было необязательным, а потому ещё до этого года выходили фильмы, которые не отвечали кодексу.
Также Хейс в 1927 году предложил руководителям студий сформировать комитет для обсуждения цензуры фильмов. Ирвинг Г. Тальберг «Metro Goldwyn Mayer», Сол Вюрцель «Fox» и Э. Х. Аллен «Paramount» вошли в первый состав этого комитета. Работу по обсуждению цензуры фильмов они вели в соответствии со списком правил, который назвали «Don’ts and Be Carefuls», который основывался на пунктах, полученных путём опроса местных цензоров.
Первый вариант Кодекса был принят в 1927 году. Список был одобрен Федеральной торговой комиссией, и Хейс создал Комитет по отношениям с членами Ассоциаций Киностудий для контроля за соблюдением "Кодекса Хейса.
Полный запрет
В лентах, выпущенных членами Ассоциации, ни в коем случае не должны появляться следующие вещи:
- Использование обсценной лексики и экспрессивных выражений, включая и такие слова, как «God», «Lord», «Jesus», «Christ» (если только они не произносятся благоговейно в связи с надлежащими религиозными церемониями), «hell», «damn», «Gawd». При этом их можно было показывать написанными (кроме откровенно нецензурной брани).
- Изображение любой соблазнительной наготы, не допускался показ не только обнажённых актёров/актрис, но и их силуэтов или теней. Также не допускалось, чтобы персонажи говорили о сексе в соблазнительной коннотации, только в порицательной.
- Изображение незаконного оборота наркотиков.
- Любые намеки на сексуальные извращения.
- Показ белого рабства.
- Изображение смешанных браков и указания на межрасовые сексуальные отношения.
- Показ любых проявлений сексуальной гигиены и упоминания о венерических заболеваниях.
- Любые сцены родов — фактические или даже в виде силуэтов.
- Демонстрация половых органов детей.
- Высмеивание духовенства. Священник на экране не мог быть злодеем или комическим персонажем.
- Умышленные оскорбления любой нации и любого вероисповедания (запрет не распространялся на оскорбления в адрес атеистов).
Можно показывать, но не рекомендуется
- Какие-либо сомнительные действия с флагом государства.
- Изображение международных отношений (рекомендовалось избегать изображать в неблагоприятном свете религию, историю, институты или видных граждан других стран).
- Сцены поджогов.
- Сцены применения огнестрельного оружия.
- Сцены пыток.
- Детализированные сцены краж, грабежей, взлома или взрыва поездов, шахт, зданий и тому подобных действий (кто-то может попробовать воспроизвести показанное).
- Любые проявления жестокости.
- Сцены, демонстрирующие технику совершения убийств любым способом.
- Сцены, демонстрирующие методы контрабанды.
- Сцены повешения или применения электричества в качестве судебного наказания за преступление.
- Сцены, вызывающие сочувствие к преступникам.
- Сцены порицания публичных персон и учреждений.
- Мятежи и восстания.
- Очевидную жестокость по отношению к детям и к животным.
- Сцены клеймения людей или животных.
- Сцены продажи женщин или сцены, где женщины продают секс.
- Сцены, содержащие изображение изнасилования или попытки изнасилования.
- Сцены, содержащие изображение первой брачной ночи.
- Мужчину и женщину, лежащих в одной постели.
- Сцены преднамеренного обольщения женщин.
- Что-либо, раскрывающее устройство института брака.
- Хирургические операции.
- Использование наркотиков.
- Названия или сцены, имеющие отношение к силовым или правоохранительным органам.
- Продолжительные или сексуально-привлекательные поцелуи, особенно когда один из персонажей в фильме является антагонистом или хотя бы просто «трудным» персонажем.
В 1929 году католик-мирянин Мартин Квигли (редактор журнала "Motion Picture Herald") и священник-иезуит Даниел А. Лорд написали кодекс стандартов цензуры фильмов и представили его киностудиям. Весь их кодекс был пропитан католическими подтекстами.
В феврале 1930 года несколько руководителей киностудий встретились с Лордом и Квигли. После внесения некоторых поправок они согласились с положениями Кодекса. Одним из основных мотивирующих факторов принятия Кодекса была необходимость избежания прямого государственного вмешательства в цензуру и прокат фильмов. Так появилась окончательная версия "Кодекса Хейса".
Обновлённый свод правил 1930-ого года
Основные пункты остались те же, но добавилось несколько обобщений и призывов, в формулировках, допускающих неоднозначное толкование и свободу обвинения.
Общие принципы
- Фильмам запрещается «снижать моральные стандарты тех, кто их видит».
- Производители фильмов должны стремиться к описанию «правильных стандартов жизни».
- Запрещается показывать какие-либо насмешки в отношении закона или показывать «сочувствие к какому-либо нарушению закона».
Частные принципы
- Предписывается на экране продвигать ценности традиционного (то есть доиндустриального, европейского, христианского) общества.
- Сексуальные отношения вне брака запрещается изображать как привлекательные или прекрасные, предписывается вместо этого изображать их таким образом, чтобы они не вызывали страсти или казались недопустимыми.
- Утверждается, что нужно либо придерживаться правила «политика только для взрослых», либо показывать то, что приведёт к правильным мыслям и политическим идеям у молодёжи.
- Все уголовные дела должны быть показаны как заканчивающиеся наказанием, и ни преступление, ни преступник не должны вызывать симпатий у аудитории, либо аудитория должна хотя бы «осознать, что такое поведение неверно».
- Необходимо относиться с уважением к авторитетным деятелям, представители духовенства не могут быть изображены как комические персонажи или злодеи. В некоторых случаях политики, полицейские и судьи могли быть злодеями, если из фильма ясно, что эти лица, изображённые как злодеи, являются исключением из правил.
- Некоторые ограничения, такие как запрет на демонстрацию всего, что связано с гомосексуальностью, или использование конкретных библейских слов, никогда не упоминались напрямую, но считались понятными без чёткой демаркации.
- Рекламный кодекс - регулируется показ рекламных изображений, изображений товаров и тому подобных вещей.
В новом своде было указано, что кино должно быть тщательно обработано, поскольку оно может быть "морально злым в своих эффектах" - его влияние на общественную мораль является бесспорным. Было требование представлять злые поступки в негативном свете, а благие - благоприятном.
В начале 1930-ых годов во времена начала Великой Депрессии, как уже было мною сказано, не сильно следили за выполнением Кодекса Хейса. Потому студии окупали свои фильмы, за счёт фильмов с жестоким - по меркам тех лет - содержанием.
И вот, 13 июня 1934 года была принята поправка к Кодексу - теперь все фильмы, выпущенные с 1 июля 1934 шода, должны были пройти через Администрацию производственного кодекса, и только после этого они могут допуститься к прокату только после получения свидетельства. Первым фильмом, получившим одобрение, стал "Мир движется вперед" 1934 года.
На протяжении всей Великой Депрессии Кодекс оставался негосударственным. Голливудские студии придерживались Кодекса Хейса в надежде избежать государственной цензуры, предпочитая внутреннее саморегулирование. Принятие студиями Кодекса привело к роспуску многих местных советов по цензуре.
Жестокое следование Кодекса началось с назначения руководителем нового Управления производственного кодекса Джозефа Брина - католик-мирянин, который работал в сфере связей с общественностью - в 1934 года. Брин мог менять сюжеты и сцены - это злило писателей, сценаристов, режиссеров и голливудских богачей. Из-за запретов Кодекса Хейса было остановлено большое количество съёмок антинацистских фильмов. На пенсию Джозеф Брин ушёл в 1954 году.
В 50-ые годы начались проблемы в американском прокате. В первую очередь потому, что развилось телевидение США - теперь, чтобы что-то посмотреть из дома выходить не обязательно. А также появилось качественное зарубежное кино, например, "Похитители велосипедов" 1948 года. В некоторых иностранных фильмах были подняты темы, которые запрещались Кодексом Хейса - например, оспаривание гендерных ролей. Но цензурировать их было нельзя - во-первых, поскольку это привело бы к монополии на рынке, а, во-вторых, фильмы не были связаны с Кодексом.
Переломным моментом стало судебное дело 1952 года "Joseph Burstyn, Inc. vs. Wilson". Верховный суд США постановил, что кинофильмы имеют право на защиту первой поправки к конституции США (о свободе слова). Совет регентов штата Нью-Йорк не смог запретить "Чудо", короткометражный фильм, составлявший половину ленты Любовь (1948), антологии режиссёра Роберто Росселлини. Этот и подобные случаи создали прецеденты, на которые впредь могли опереться юристы - теперь в суде защищали свободу слова в кинематографе.
В 50-ые годы стала меняться культура США. Табуированность многих тем пропала - некоторые пункты Кодекса были пересмотрены. Запрещённые ранее ленты получили прокатные удостоверения. Откровенные по тогдашним меркам ленты заполняли кинозалы - "В джазе только девушки" (1959) Билли Уайлдеру не было дано свидетельство о допуске к показу, но фильм все равно стал кассовым бестселлером. это ещё больше ослабило авторитет Кодекса.
В начале 1960-х годов фильмы начали сниматься картины с темами взрослой жизни и сексуальными проблемами.
В 1968 году Кодекс Хейса был полностью отменён. Началась работа над рейтинговой системой. Система рейтинга фильмов вступила в силу с 1 ноября 1968 года с четырьмя рейтингами: G для общих аудиторий, M для зрелого контента, R для ограниченного показа (зрители до 17 лет не допускаются без взрослого) и X для сексуально-откровенного контента. К концу 1968 года Джеффри Шерлок — преемник Джозефа Брина, назначенного Уиллом Хейсом, последний администратор комитета по надзору за соблюдением "Кодекса" в Голливуде, ушел со своего поста.
Кодекс Хейса - это лишь один из способов контролировать киноискусство. Не только в США подобная проблема была, есть и будет - вспомнить тот же Советские Союз, когда режиссёрам приходилось по тысячу раз изворачиваться, дабы попасть в прокат. Сейчас другие вещи контролируют кино - не политика и религия, так общественные деятели. Однако, в конце концов свобода слова победит.