Термином «хромосома» учебники 9 класса орудуют налево и направо, забывая об одном – объяснить ученикам, а что это, собственно, такое. Мой многолетний опыт подсказывает, что лучше потратить урок и расставить на нем все точки над нужными буквами, нежели потом мучиться с непониманием того, что есть гаплоидность.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Кроме того, учебник пестрит понятием «наследственная информация», которая то да сё. А что это такое? Что прячется под этими словами? Для автора очевидно, для ученика — темный лес.
Итак, для этого урока готовлю микроскопы и микропрепарат делящихся хромосом в клетках кончика корешка лука. Девятиклассники воспринимают встречу с микроскопами с восторгом, ибо «давненько не виделись». Да и рассматривать хромосомы им гораздо интереснее, нежели вникать в тонкости синтеза белка из предыдущей темы.
В общем, смотрим микропрепарат. Подписан он как «Митоз в клетках корешка лука», то есть непонятно. Митоз еще не проходили, и это хорошо данном случае. Потому что есть возможность задать вопрос: «Что видите?» и получить не замутненный «лишним знанием» ответ.
В конечном итоге хоть кто-то да и признает в увиденном хромосомы. Вот вам и формулировка темы по ФГОС)
К новому материалу подруливаем издалека. По итогам предыдущего урока спрашиваю, какие типы размножения предпочтительны а) в природе; б) в сельском хозяйстве. Чем вопрос хорош – он задан не в лоб. Если просто спросить учеников: «Какие вы знаете типы размножения и чем они отличаются?», им становится скучно. А в прииведенном варианте вопрос не «на память», а «на подумать». Хотя и об одном и том же.
Переходим к основной части урока. На любой внятной картинке рассматриваем строение хромосомы. Сначала упоминаем, что это не просто двойная спираль ДНК, а в комплексе с белками. В сильном классе можно показать схему упаковки хромосомы.
Далее плечи, перетяжка (центромера). Центромеру мы сравниваем с ручкой чемодана: чемодан удобнее нести за ручку, чем прижав к себе. Так и к центромере прикрепляются структуры, которые «таскают» хромосому по цитоплазме.
Если в этом месте ученики зададут вопрос: «Как это по цитоплазме? Она же в ядре всегда!» - будет замечательно. Я за такие вопросы всегда плюсы ставлю. Три плюса равняются пяти баллам. А вопрос записываем для рассмотрения на дальнейших уроках.
Следующий этап объяснения — удвоение хромосом. Здесь уместно вспомнить аппликацию, во время которой ученики убедились в том, что ДНК именно что самокопируется. Для дальнейшего вникания в процессы митоза и мейоза понадобится понятие «хроматида».
Ну, и на сладенькое — что такое хромосомный набор (самое легкое определение в мире!), гаплоидность и диплоидность. Применяем такой мнемотехнический прием: «ГАметы ГАплоидны» - Гуси, гуси, га-га-га! Хотя сейчас об этой народной потешке мало кто знает. А я вот весьма впечатлена одноименной повестью Владислава Крапивина.
Ну, это так, к слову. В сильном классе можно дать еще и клеточный цикл. А можно и обойтись. И не говорите, что для объяснения мейоза непременно нужно понятие интерфазы). Можно ведь сказать и о «паузе между делениями». Не люблю грузить лишними терминами. Большинству девятиклассников интерфаза ни к чему. Как и весь клеточный цикл)
А вы выделяете отдельный урок на знакомство с носителем наследственной информации?