Действия на фронте уже которую неделю не поражают размахом, зато на информационном и экономическом фронте кипеж на стабильно высоком уровне.
На электроэнергетическом фронте неделя запомнилась, конечно же, фееричным засветом украинцами пожара на ПС 750 кВ Киевская. Ну и последствиями этого пожара для всей северной Украины. Интересно, там понимают, что будущая фраза «мы восстановили энергоснабжение Киева в полном объёме» будет переводиться как «на Киевской установили резервный автотрансформатор, можете повторять»?
Вроде как окончательно затих вопрос по «грязной ядерной бомбе». Западные страны, все как один, побожились, что это всё провокация Москвы и Киев тут не причём. Может быть и не причём, но Москва свои задачи, похоже, решила. Навскидку это: 1) продемонстрировать всему миру, кого, если что-то таки произойдёт, в России будут считать виноватым; 2) показать США, что они, возможно, не в курсе действий своих подопечных (и по реакции американцев можно понять, что может быть и не в курсе); 3) заставить МАГАТЭ разослать своих представителей по украинским АЭС, это может в ближайшее время пригодиться. Кругом один профит.
Ещё одной интересной обсуждаемой новостью недели стало создание российско-белорусской группировки на территории Белоруссии. Ретивые блогеры ринулись рисовать красные стрелочки из района Брест – Пинск на Ковель, Ровно и так далее. Украинские военные что-то там сняли для армии Белоруссии, белорусы что-то сняли в ответ. В общем, все при деле. В реальности, конечно же, никакого удара на Ковель не будет, как минимум до того момента, пока украинская армия по каким-то причинам не посыпется. Подозреваю, что его вообще не будет и вся эта движуха только для отвлечения внимания украинцев на белорусскую границу и знак полякам, чтобы не совались на Украину. Белорусская профессиональная армия – это всего несколько десятков тысяч человек во всех родах войск, поэтому ни о какой более-менее значительной операции этими силами речи не идёт. А призывную армию бросать в наступление батька не рискнёт…
На неделе произошло очередное обострение обстановки в Молдове, после разгона палаточного городка в Кишинёве, выступления пошли уже по всей республике. И, что интересно, молдавские власти сами усугубляют энергокризис в стране. Понятное дело, что поставки газа на Молдавскую ГРЭС через территорию Украины сейчас находятся под перманентной угрозой, но поставки электроэнергии из Румынии для большинства территории Молдовы проходят через ту же самую электростанцию. Которая теперь крайне важна и для Украины.
После начала ударов по украинской энергосистеме, роль Молдавской ГРЭС для украинской энергосистемы значительно выросла: 1) это теперь не достаточно мифическое средство получения валюты за продажу электроэнергии в Румынию, а единственный защищённый канал получения этой же электроэнергии из этой же самой Румынии, 2) с учётом постоянных ударов по Ладыжинской ТЭС, ГРЭС теперь возможно единственная связь по 330 кВ района Одессы с центром Украины (районами Винницы и Днестровским каскадом ГЭС).
Подозреваю, что роль электростанции может быть ещё усилена добиванием Ладыжинской ТЭС и, возможно, ударом по ПС 750 кВ Винница-750 - чтобы окончательно свести транзит центр-юг только к Молдавской ГРЭС. И смысл этого вполне прозрачный – России на данный момент не выгодно втягивание Приднестровья в войну в той или иной форме, мы банально не сможем его адекватно защитить. Но судя по всему, это входит в какой-то из сценариев наших заокеанских неколлег. Косвенно наличие этих сценариев подтверждает самоотставка румынского министра обороны Василе Дынку, не пожелавшего принимать участие в возможных событиях. Можно предположить, что речь идёт о вводе в Молдову натовских войск. Вот в этом случае, подозреваю, что про Молдавскую ГРЭС можно будет забыть, как объект энергосистемы. Да и вообще в этом районе запахнет очень большой войной…
В пятницу с утра мои севастопольские родственники отписывались (и даже отзванивались) о необычайно мощной атаке на порт. Атака, действительно, оказалась мощной, ещё и комбинированной – подводно-воздушной. Но вроде как к серьёзным потерям не привела, благо там и особо нечего после «Москвы» терять. Зато последствия не заставили себя ждать – Россия с небольшой паузой заявила о выходе из зерновой сделки, на что сразу же отреагировали защитники африканских детей в виде НАТО и ООН. Собственно, намёки на то, что пора с ней завязывать, были и раньше, благо свою часть сделки ООН благополучно провалила. Атака на Севастополь просто подвернулась под руку. Допускаю, что наши поломаются недельку и потом вытрясут с Турции какой-нибудь профит в виде, например, непоставок оружия на Украину или подвижек на Кавказе, благо серьёзных неприятностей от зерновой сделки вроде как и нет, зато информационного шума много, и Эрдогана надо как-то ублажать, да и африканским детям что-то из украинского зерна таки перепадает. К тому же, эта неделя ещё раз показала, что все рубильники на Украине находятся в руках нашего Министерства обороны. И одесские в данном случае – не исключение.
Интересная новость пришла из-за океана – Илон наш Маск всё-таки выкупил Твиттер и поувольнял там кучу народу, виновного в необычайном разгуле демократии в этой соцсети. Стоит напомнить, что до вторых главных выборов этой осени – в американский Сенат – осталось меньше недели. Интересно, разблокирует ли республиканец Маск аккаунт республиканца же Трампа? Напомню, что первые осенние выборы – на съезде Коммунистической партии Китая – американские демократы проиграли с треском…
Ну и как обычно, о фронтах.
Если не предыдущей неделе можно было осторожно говорить о стабилизации фронта и окончании украинского контрнаступа, то на этой неделе можно уже обозначить наш контрнаступ, причём в очень интересном месте – на угледарском участке Донецкого фронта.
Интересен он двумя моментами, касающимися энергетики: 1) наступление на нём позволяет отодвинуть украинцев от железной дороги Донецк – Волноваха, которая имеет продолжение в Запорожскую и Херсонскую области, в том числе и в Энергодар (т.е. появится возможность поставлять уголь на Запорожскую ТЭС, четыре маломощных (относительно, конечно, 1250 МВт суммарно) энергоблока которой работают на угле); 2) от самого Угледара до Кураховской ТЭС всего двадцать километров…
На прочих фронтах, Херсонском, Запорожском и Луганском, без особых перемен. Причём только на Луганском боевые действия действительно боевые – там продолжает тяни-толкай западнее Кременной. На остальных же – только немногочисленные разведки боем и артиллерийские перестрелки...