У нас закончилась первая четверть, и вроде бы так и просится текст про учительские впечатления. Но вот сажусь я за компьютер, и так хочется отвлечься, уйти мыслями куда-то подальше от "мирских" вещей. Так что давайте и сегодня поговорим о чём-то более далёком. И кажется, по названию вы уже поняли, о чём, а точнее о ком пойдёт речь.
К тому же на прошлой неделе мы были на форуме "Наставник-2022" в Калуге, проезжали Музей истории космонавтики имени Циолковского, так что не написать про Константина Эдуардовича у меня просто нет возможности.
В калужских школах очень много говорят о Константине Эдуардовиче как об отце космонавтики. Но кем же он был на самом деле? Учёный-теоретик, визионер, педагог, Циолковский оставил много прекрасных идей после себя, но реализацию ни одной из них учёному при жизни увидеть не удалось. Он родился в 1857 году, а скончался в 1935-м. Тогда в Москве была только запущена первая линия метро, а вот до запуска первого космического спутника остаётся ещё 22 года.
Если задуматься, наша история любит победителей-практиков, которые оставили после себя реальный след, а не воображаемые миры. И тем более ценной мне кажется история Константина Эдуардовича, который начинал свою карьеру как школьный учитель (да, и я напишу про его школьную жизнь в Боровском районе Калужской области в следующем материале), но его мечты стали реальностью именно благодаря последователям и ученикам, а именно:
- Ф. Цандеру, одному из создателей первой советской ракеты на жидком топливе;
- И. Клейменову, начальнику реактивного научно-исследовательского института
- С. Королёву, главному конструктору космических кораблей
и многим другим.
И, несомненно, Циолковский был талантливым учёным, но в первую очередь меня вдохновляет, насколько ловко он популяризовал космическую тему. Вот сейчас у Илона Маска есть все инструменты медиа, человек даже "Твиттер" на днях приобрёл. А что было у Константина Эдуардовича, до изобретения социальных сетей? Правильно, фантастические книги.
Человеком, благодаря которому идеи Циолковского стали известны миллионам советских людей (и постсоветских, меня тоже включите в этот список), стал писатель-фантаст Александр Беляев. В 1933 году выходит роман «Прыжок в ничто», а в 1934 году - «Воздушный корабль». Обе книги были вдохновлены идеями Циолковского, что Константин Эдуардович принимает с горячей благодарностью и отправляет в редакцию издательство письмо. Приведу цитату из него:
«Рассказ... остроумно написан и достаточно научен для фантазии. Позволю себе изъявить удовольствие тов. Беляеву и почтенной редакции журнала. Прошу тов. Беляева прислать мне наложенным платежом его другой фантастический рассказ, посвященный межпланетным скитаниям, который я нигде не мог достать. Надеюсь и в нем найти хорошее. Прошу переслать письмо тов. Беляеву. С приветом. ЦИОЛКОВСКИЙ».
Так началась недолгая переписка Циолковского и Беляева. Последнее письмо Беляева датировано июлем 1935 годом, в нём Александр Романович писал, что обдумывает новый роман «Вторая Луна». Этот роман вышел в 1936-м году, уже после смерти Константина Эдуардовича, под названием "Звезда КЭЦ" (кажется, с первого раза должно быть понятно, какие слова в себе заключает аббревиатура).
По сюжету молодой биолог летит на искусственный спутник Земли, на Звезду КЭЦ. Там учёные работают с преображённой солнечной энергией, благодаря которой выращивают огромные фрукты и овощи, выводят животных-гибридов (привет, ГМО).
Главному герою рассказывают про основные достижения последних лет:
Тропики – самые богатые солнцем места на Земле. Но они были недоступны для культурного земледелия. Непроходимые леса, болота, хищные звери, ядовитые гады, насекомые, губительные лихорадки наводняли тропики. Смотрите, чем они становятся теперь!..»
Равнина. Тракторы возделывают землю. Чернокожие трактористы сверкают белыми зубами в веселой улыбке. На горизонте многоэтажные дома, густая зелень садов. «Тропики прокормят миллионы людей… Идея Циолковского претворяется в жизнь…»
«Как, и здесь Циолковский? – удивляюсь я. – Сколько же идей успел он заготовить впрок будущему человечеству!»
И, словно в ответ на эту мысль, я увидел другие картины великой переделки Земли по идеям Циолковского.
Превращение в оазисы пустынь путем использования энергии солнца; приспособление под жилье и оранжерейное «озеленение» доселе неприступных гор; солнечные двигатели, машины, работающие силой приливов, отливов и морских волн; новые виды растений, которые используют больший процент солнечной энергии…
Пока я перечитывала основные моменты книги, наткнулась на читательские отзывы на произведение. Любопытно, что мнение сложилось в остальном негативное: и язык достаточно бедный, подходящий больше проходному советскому репортажу про посевы и пятилетки. И неточностей много, не работает так радиация, есть сюжетные дыры и несостыковки. А потребительское отношение к окружающему мире в духе мичуринского «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача» читателю в 21-м веке кажется практически даже абсурдной.
Однако тут хочется отметить, что книгу Беляев писал в разгар коллективизации, когда люди в деревнях голодали, лишались домов и собственной земли. И сам Александр Романович в тот момент был практически прикован к кровати болезнью. И кажется, что он этим простым языком сумел описать очень простые и понятные мечты: иметь достаточно еды, совершать новые открытия и заниматься осмысленным трудом, который приносит радость. И идеи Константина Эдуардовича Циолковского прекрасно вписывались в этот прекрасный мир будущего, в который, как мне кажется, нам до сих пор хочется верить.