Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

"Странный бой" у мыса Сарыч, в котором нет ничего странного. Возможная разгадка истории.

Итак, бой начался. В нарушение «диспозиции» «Евстафий» открыл огонь. За ним открыла огонь эскадра, но, самое смешное, что эскадра вела огонь по ошибочным данным броненосца «Иоанн Златоуст» (было бы смешно, если бы не было так грустно).

Первый же залп «Евстафия» накрыл «Гёбен», причём, ясно видны были разрывы снарядов в его средней части. Да, и немцы не отказываются. Да, русские попали с первого залпа.

Описание последствий попадания в германский турецкий линейный крейсер приводится по книге Kopp, G. Das Teufelsschiff und seine kleine Schwester, Erlebnisse des «Goeben» — Leipzig: V. Hase & Koehler, 1930.

«30,5-см снаряд пробил броню в третьем каземате по левому борту и там взорвался. Вся прислуга 15-см. орудий погибла. Большой кусок брони этим ударом был вырван. К прочим несчастьям, загорелись заряды в каземате. Моментально вспыхнуло яркое пламя, которое ударило вниз в артиллерийский погреб. Только благодаря присутствию духа у унтер-офицера катастрофа была предотвращена. Внизу в артиллерийском погребе он слышал через элеватор взрыв в каземате. Смутно представляя, что происходило наверху, он быстро включил систему орошения. Таким образом, когда мощное пламя искало выход и устремилось вниз в артиллерийский погреб, он был залит водой. Благодаря добросовестному товарищу, мы избежали огромного дальнейшего несчастья. Сила взрыва была настолько велика, что, несмотря на пробоину в броне площадью в один квадратный метр, палуба была вдавлена, и запертая крышка угольного бункера в палубе была выброшена наружу. В результате взрыва повреждения получила труба вентиляции. Таким образом, отравленный газами воздух попал в помещение радиорубки. И, тем не менее — счастье, что больше ничего не произошло».

Первый залп «Гёбена» (через минуту после русского залпа) дал перелёт от 0,5 до 1 каб., но однако, одним снарядом перебило фок-штаг, а другой пробил среднюю дымовую трубу. Вроде этот залп бы снёс бортовую радиосеть и тем самым лишил возможности «Евстафия» передать верное расстояние до «Гёбена» управляющему централизованным огнём эскадры – «Златоусту». Серьезно? А, если посмотреть на расположение антенн ДВУХ радиостанций броненосца? А как насчет фонаря Ратьера? А... (ладно, не будем задавать сложных вопросов)

Пока без вопросов. А,теперь, внимание.

Всего за бой было израсходовано 305-мм снарядов: 12 – «Евстафий» (три залпа), 6 – «Златоуст» (1,5 залпа), 12 – «Три Святителя» (3 залпа), 0 – «Пантелеймон» (не стрелял вообще). У нас очень любят меряться «калибрами». Но есть нюанс.

«Гебен» дал СЕМЬ залпов. В ответ на один залп «Евстафия» «Гебен», фактически, давал два. Это, скорее всего, не выучка артиллеристов. С наибольшей вероятностью, это следствие низкой скорострельности самих артиллерийских систем броненосца.

Повреждения трубы
Повреждения трубы

Второй залп был недолётный, но один снаряд упал очень близко от борта, разорвался, и его осколками изрешетило небронированный борт (обшивку). Ещё одно повреждение было получено от разорвавшегося об воду 11'' снаряда около самого борта у 22-го шпангоута. Осколки изрешетили небронированный здесь борт, разрушили продольную переборку лазарета и его оборудование. Все пробоины были около ватерлинии.

Второй залп
Второй залп

Третий залп

3.1 Третий залп дал два попадания во II-й 6'' дюймовый каземат, причём один снаряд был бронебойный, неразорвавшийся и оставшийся лежать на палубе в каземате около орудия, без головной части и без дна, заполненный желтоватым порошком пикриновой кислоты в картонной оболочке. Колпачок снаряда найден в каземате.

3.2 Кроме того, в числе попаданий в «Евстафий» был и 5-й 11'' снаряд, пробивший броню каземата 8'' и не разорвавшийся. Этот снаряд ударил головной частью о траверзную броню каземата и раскололся на несколько крупных частей. Дно с трубкой отвалилось и взрывчатое вещество снаряда не детонировало.

У немцев все по классике: перелет, недолет… все: «взяли в вилку». Попадание. У нас что-то странное: Попадание, далее мимо, и еще раз мимо. Почему? Взяли неверную дистанцию с со «Златоуста»? Сомнительно.

Все дело в том, что в журнале боевых действий крейсера, в 12.24 (после 3-го залпа) указан поворот вправо. У "Бреслау" поворот указан в 12.25.

И, далее, залпы становятся... четырехорудийными, так, как будто, крейсер, уходя, отстреливался кормовыми орудиями. Но, если это так, тогда все красивые схемки, гуляющие по сети, нарисованы с ошибкой. Или мы ошибаемся? Противник четко пишет о том, что он стреляет только кормовыми башнями. И наши отмечают залпы четырехорудийные. Смотрим?

Вроде бы было так...
Вроде бы было так...
А, может было так? Тогда многое становится понятнее.
А, может было так? Тогда многое становится понятнее.

-6

Четвертый залп

Цитирую:

«4.1 Снаряд был, несомненно, фугасный, который, разорвавшись, убил всю прислугу орудия (10 человек), часть прислуги подачи беседок и плутонгового командира мичмана Григоренко. Из числа людей были и тяжелораненые. Эти два снаряда сделали разрушения в каземате довольно серьёзное, оторвана казематная плита и свалена на срез, у другой плиты откололо угол; борт и палуба, прилегающие к этим плитам, сильно повреждены (разорваны). Одна плита 6'' траверза сдвинута в помещение бани. Осколки вышли через дверь в палубу, которыми разбило электровентилятор, правую сторону церкви, чемоданные рундуки, рельс подачи и другие предметы. От газов загорелись 6'' патроны и церковь, но пожар был быстро прекращён прислугой противоположного борта VII и VIII плутонгов. Орудие II каземата цело, повреждены вспомогательные механизмы, прицелы сбиты. Повреждён был элеватор VII плутонга; повреждение было исправлено. Часть осколков от этих снарядов попало в правую баню.

4.2 Второй 11'' снаряд попал в правый носовой 6'' каземат в стык двух 6'' плит. У одной плиты разрушена и снесена верхняя часть, шириной во всю плиту 9'', по высоте 29''. Плита эта сорвана с болтов и осталась лежать снаружи на срезе около пушки. У другой плиты снесён угол, броневые болты срезаны и плита сдвинулась на 2''. Рубашка брони, толщиной ¾'', сорвана. Броневой козырёк над бортом орудия вдвинут внутрь, 2 болта на нём разорваны, третий цел, козырёк дал неглубокую поперечную трещину. Осколки проникли внутрь каземата, сорвали лёгкую брон6евую дверь, а в выгородке дали две небольшие вмятины, без разрыва брони. Через дверь каземата повреждён рельсовый путь. У 6'' пушки повреждены прицелы и заклинился поворотный механизм, вошедший внутрь рубашки брони, но пушка со станком осталась неповреждённой. Этот снаряд нанёс кораблю самое тяжёлое повреждение (в смысле исправления), так как обе плиты лекального образования. Этим же снарядом выведена из строя вся прислуга носового 6'' каземата».

Пятый залп

-7

5.1 Снаряд дал попадание у поста командира IX-го 6'' плутонга, между 17 и 19 казематами, рядом с прорезью в броне для плутонгового командира. Этот снаряд (фугасный) пробил 6'' бортовую броню, сделав аккуратное, совершенно круглое отверстие, как иллюминатор, разорвался на мелкие части, видимо, пройдя переборку офицерского камбуза, и совершенно разрушил как само помещение, так и сами камбузы – офицерский и кондукторский. Этим снарядом убило плутонгового командира мичмана Эйлера, его помощника мичмана Семёнова смертельно ранило и обожгло (тут же умер). Убило и тяжело ранило всю прислугу подачи беседок к 17 и 19 орудиям, убило всех бывших в камбузе поваров и их помощников, а также осколками бывших на противоположном борту командира Мязговского и прислугу беседок. Осколки и газы проникли через кочегарный кожух в среднюю кочегарку, а один из них, через командирский камбуз, ударился в тыльную броню 16-го каземата и, рикошетировав, смертельно ранил командира плутонга мичмана Гнилосырова. Часть осколков попала в кузницу в жилой палубе, повредив в правом кочегарном кубрике паровые и водяные трубы. Часть осколков, пробив палубу, прошла вверх через кочегарный кожух в левую траверзную 75-мм батарею, ранив в ногу одного человека (штабного писаря Скоробогатова). В IX плутонге снаряд расшвырял и воспламенил гильзы, сделав пожар в камбузе и небольшой в кузнице. Всё было быстро погашено. Много осколков этого же снаряда, пройдя в кочегарный кожух, попали на кочегарную площадку, ранив в голову довольно сильно четырёх бывших там кочегаров у вспомогательных механизмов. Сами механизмы не пострадали. Часть осколков, уже обессиленных, упала в кочегарку. Силою газов, от разрыва этого же снаряда, прошедших в кочегарку через кожух, открыло все прогарные дверцы у всех котлов, отбросив кочегаров к бортам и заполнив помещение газами, но кочегары не растерялись, быстро оправились и продолжали своё дело. Один из осколков всё того же снаряда, ударившись в тыльную обшивку каземата, разорвал её, выпучив внутрь и сильно ранил одного из прислуги.

5.2 Один 11'' снаряд попал в 5'' броню 6'' батареи, пробил броню около 54 шпангоута, между визиром плутонгового командира и 1 ½ выгородкой 6'' каземата, пробив броню, сшиб беседку с 6'' снарядами и патронами; снаряды упали, патроны загорелись, но вскоре были потушены, а часть была выброшена за борт; затем влетел в офицерский камбуз, взорвался и повредил окружающую ¼'' переборку. Настилка палубы в 5/16''-3/8'' пробита осколками крупной величины, осколки попали вниз, в помещение кузницы. Газы сбили с мест и разрушили камбузные плиты и всё оборудование помещения. Один из крупных осколков ударил в 1½ броневую выгородку 6'' каземата и вдавил плиту на площади удара с разрывом металла. Этот снаряд, пробивший броню у визира 3-го 6'' плутонга, выбил трёх офицеров : плутонгового командира 3-го плутонга, подошедшего к нему командира 1-го плутонга и начальника кормовой подачи 6'' орудий, пришедшего от своей подачи из жилой палубы с каким-то докладом. Затем были выведены из строя беседочная и часть небоевой машинной вахты, вышедшей из жилой палубы отчасти из желания посмотреть, другие из желания, если понадобится, оказать помощь. В месте разрыва – в камбузе – был выбит весь камбузный персонал, занятый приготовлением пищи. На другом борту осколками убиты : командир 4-го плутонга и пришедший к нему командир 2-го плутонга. Словом, этот 11'' снаряд выбил весь командный состав 6'' батареи.

А, вот дальше немцы начинают «мазать». Почему? Да, потому, что «Евстафий» (а, за ним и вся эскадра) начинают циркуляцию влево. Они тоже выходят из боя. Еще раз: в 12.33 (т.е. через 12 минут после открытия огня) «Евстафий» перекладывает руль налево, тем самым, выходя из боя. (Этот маневр есть на схеме)

Именно поэтому, 6-й и 7-й залпы «Гебена» ложатся с недолетами по корме уходящего «Евстафия».

Я не говорю,что это 100% истина, но, если верить английскому переводу журнала боевых действий крейсера, он сам (вроде бы как) отвернул в 12.24, и вел огонь кормовыми орудиями. На "классической" схеме обозначено, что «Гебен» отвернул только в 12.35.

В общем-то, это не принципиально. Можно констатировать одно. В 12.33 русский флагман совершил маневр, выхода из боя, в результате которого, эскадра потеряла из виду рейдера.

По сообщению русского Морского генерального штаба на «Евстафии» 33 человека было убито и 25 ранено. Были убиты лейтенант Евгений Мязговский, и мичманы Николай Эйлер, Николай Семёнов, Сергей Григоренко и 29 нижних чинов. Был ранен мичман Николай Гнилосыров и 24 нижних чина, из них 19 — тяжело. Линкор «Евстафий» получил незначительные повреждения. Другие корабли русской эскадры потерь и повреждений не имели.

Правда, странный бой, странное маневрирование, неудовлетворительные результаты. Да, на какое-то время (две недели) рейдер встал в ремонт. И что?

А, то, что бой закончился, фактически, ничем. Причем, главную ошибку допустили именно «флотоводцы» (а, оправдание себе можно всегда придумать).