Найти в Дзене
#Историограф🔎

"Манифесту никто не обрадовался. От крестьян ни слова, ни звука радости."

Манифест от 19 февраля 1861 г. отменил крепостное право в России. А дальше - перспективы, перспективы, перспективы...

Но как помещики и крестьяне отнеслись к нему? Что ждали? Что получили?

Борис Кустодиев - «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)»
Борис Кустодиев - «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)»

О чем говорил Манифест?

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, представляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне засим обязаны исполнить в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными. Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобрести в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян – собственников.
Григорий Мясоедов «Чтение Положения 19 февраля 1861 года»
Григорий Мясоедов «Чтение Положения 19 февраля 1861 года»

Итак, помещики остаются собственниками всего фонда земель, включая крестьянские наделы. А крестьяне до начала выкупной сделки продолжают отбывать прежние повинности в пользу помещика.

Дворяне насторожились.

И было от чего. Во-первых, их интересовала реакция крестьян на сохранение повинностей в условиях предоставления личной свободы. Во-вторых, возможная месть со стороны крестьян за старые грехи помещиков перед ними.

Ошеломленные всеми этими слухами и рассказами, как громом с безоблачного неба, Иваны Петровичи и Петры Ивановичи решительно не знали, что им делать. Кое-какие грешки и счеты в прошлом, а главное перепуг перед неизвестным будущим, понятно, стянули все их мысли к заботе о спасении своих животов. Но и тут, в этой заботе, в том, что предпринималось с целью обезопасить себя, ясно видны были следы самого угнетенного состояния: покупались ружья, сабли, приносились из кладовых заржавленные дедовские и прадедовские шпаги, в которых в одни они щеголяли разные генерал-аншефы, и которыми теперь их внуки и собирались защищать свою жизнь от Сенек, Степок и т.д. …И действительно, в ту пору перемерло с перепугу пропасть народу, большей частью совсем добродушного. Пишущий эти строки лишился в ту пору обоих своих дедов, покинувших этот свет чисто только с перепугу. (Терпигорев С.Н. (Атава С.) Собрание сочинений в 6 т. Т.1. СПб., 1899. С. 10)
Николай Неврев «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого».
Николай Неврев «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого».

Доходчиво объяснить крестьянам особенности их нового статуса предстояло каждому помещику. Накала страстей было не избежать:

Крестьяне же, поняв из зачитанного в церквях Манифеста, что предоставляемая воля далеко не полная, земля не в собственности, не скрывали своего недовольства. ... Сложность трактовки помещиками Манифеста и Положения 19 февраля 1861 г. обуславливалось еще и тем, что крестьяне сразу же после объявлении воли резко изменили отношение к своим господам, демонстрируя неприкрытую агрессивность. (В.А. ШАПОВАЛОВ, С.П. ШАПОВАЛОВА «ЧЕРТ ДЕРИ ЭТУ БУМАГУ! ДВА ГОДА – КАК БЫ НЕ ТАК, СТАНУ Я ПОВИНОВАТЬСЯ!»: МАНИФЕСТ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 Г. В ВОСПРИЯТИИ ПОМЕСТНОГО ДВОРЯНСТВА И БЫВШЕГО КРЕПОСТНОГО КРЕСТЬЯНСТВА (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) )
Алексей Корзухин «Сбор недоимок».
Алексей Корзухин «Сбор недоимок».

А крестьяне?

В крестьянской среде широко было распространено мнение, вся помещичья земля должна перейти в руки тех, кто ее обрабатывал. В крестьянском сознании помещик оставался основным препятствием на пути к личной свободе и земле.

Соединить интересы и ожидания помещиков и крестьян в рамках положений Манифеста было фактически невозможно.