Манифест от 19 февраля 1861 г. отменил крепостное право в России. А дальше - перспективы, перспективы, перспективы...
Но как помещики и крестьяне отнеслись к нему? Что ждали? Что получили?
О чем говорил Манифест?
В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, представляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне засим обязаны исполнить в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными. Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобрести в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян – собственников.
Итак, помещики остаются собственниками всего фонда земель, включая крестьянские наделы. А крестьяне до начала выкупной сделки продолжают отбывать прежние повинности в пользу помещика.
Дворяне насторожились.
И было от чего. Во-первых, их интересовала реакция крестьян на сохранение повинностей в условиях предоставления личной свободы. Во-вторых, возможная месть со стороны крестьян за старые грехи помещиков перед ними.
Ошеломленные всеми этими слухами и рассказами, как громом с безоблачного неба, Иваны Петровичи и Петры Ивановичи решительно не знали, что им делать. Кое-какие грешки и счеты в прошлом, а главное перепуг перед неизвестным будущим, понятно, стянули все их мысли к заботе о спасении своих животов. Но и тут, в этой заботе, в том, что предпринималось с целью обезопасить себя, ясно видны были следы самого угнетенного состояния: покупались ружья, сабли, приносились из кладовых заржавленные дедовские и прадедовские шпаги, в которых в одни они щеголяли разные генерал-аншефы, и которыми теперь их внуки и собирались защищать свою жизнь от Сенек, Степок и т.д. …И действительно, в ту пору перемерло с перепугу пропасть народу, большей частью совсем добродушного. Пишущий эти строки лишился в ту пору обоих своих дедов, покинувших этот свет чисто только с перепугу. (Терпигорев С.Н. (Атава С.) Собрание сочинений в 6 т. Т.1. СПб., 1899. С. 10)
Доходчиво объяснить крестьянам особенности их нового статуса предстояло каждому помещику. Накала страстей было не избежать:
Крестьяне же, поняв из зачитанного в церквях Манифеста, что предоставляемая воля далеко не полная, земля не в собственности, не скрывали своего недовольства. ... Сложность трактовки помещиками Манифеста и Положения 19 февраля 1861 г. обуславливалось еще и тем, что крестьяне сразу же после объявлении воли резко изменили отношение к своим господам, демонстрируя неприкрытую агрессивность. (В.А. ШАПОВАЛОВ, С.П. ШАПОВАЛОВА «ЧЕРТ ДЕРИ ЭТУ БУМАГУ! ДВА ГОДА – КАК БЫ НЕ ТАК, СТАНУ Я ПОВИНОВАТЬСЯ!»: МАНИФЕСТ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 Г. В ВОСПРИЯТИИ ПОМЕСТНОГО ДВОРЯНСТВА И БЫВШЕГО КРЕПОСТНОГО КРЕСТЬЯНСТВА (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) )
А крестьяне?
В крестьянской среде широко было распространено мнение, вся помещичья земля должна перейти в руки тех, кто ее обрабатывал. В крестьянском сознании помещик оставался основным препятствием на пути к личной свободе и земле.
Соединить интересы и ожидания помещиков и крестьян в рамках положений Манифеста было фактически невозможно.