Найти тему
Авангард

Что такое МТС. Доп.материал к 20й главе 2й книги Поднятой Целины.

МТС — Машинно-тракторная станция — это государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР, обеспечивавшее техническую и организационную помощь сельскохозяйственной техникой крупным производителям сельскохозяйственной продукции (колхозам, совхозам, сельскохозяйственным кооперативам).

Первой МТС считается организованная в 1928 году Шевченковская МТС (тогдашний Степной округ, теперешняя Одесская область Украины). В июне 1929 года Совет труда и обороны принял Постановление о повсеместном создании МТС, для осуществления которого было признано необходимым организовать акционерное общество под наименованием "Всесоюзный центр машинно-тракторных станций" («Трактороцентр»).

Такое решение позволило поддерживать высокий уровень обслуживания техники и дало колхозам преимущества механизации без необходимости капитальных вложений. МТС сыграли важную роль в процессе коллективизации.

-2

МТС - это не только техника, но и специалисты и снабжение запчастями, топливом и ГСМ.

Благодаря МТС колхозы смогли эффективнее использовать технику и не распылять силы на содержание лишней техники, которая используется раз или два в год и специалистов её обслуживающих.

Кроме того, МТС позволили обеспечить рабочими местами выпускников учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Средства производства МТС принадлежали государству. Этими средствами производства МТС на договорных началах выполняли сельскохозяйственные работы в колхозах.

-3

СНК СССР и ЦК ВКП(б) в постановлении от 25 июня 1933 г. установили, что «... типовой договор машино-тракторной станции с колхозами и заключенные на его основе договоры МТС с колхозами имеют твердую силу закона, обязательного к точному и безусловному исполнению как колхозами, так и машино-тракторными станциями и никакие уклонения от обязательств по договору МТС с колхозами, ни со стороны колхозов, ни со стороны МТС не должны быть допущены ни под каким видом...

Согласно утвержденному правительством СССР примерному договору машино-тракторных станций с колхозами, колхозы обязаны за сельскохозяйственные работы проведенные МТС на полях колхозов, оплачивать натурой в определенном установленном проценте от урожая. Эта натуральная оплата колхозами услуг МТС имеет важнейшее значение как для содержания и усиления существующих МТС, так и для покрытия расходов государства по созданию новых МТС.

Понятно, что без такой оплаты государство не могло бы содержать МТС, а МТС не могли бы оказывать помощь колхозам.

Именно поэтому своевременная оплата услуг МТС натурой является безусловно обязательной, а уклонение от таких обязательств должно преследоваться законом».

-4

После войны началась агиткампания о передаче колхозам имущества МТС. Дескать, богатые колхозы в состоянии сами теперь содержать технику и обслуживающий персонал, закупать ГСМ и комплектующие.

И.В.Сталин в сентябре 1952 года высказался против передачи техники МТС колхозам:

«Мы все радуемся колоссальному росту сельскохозяйственного производства нашей страны, росту зернового производства, производства хлопка, льна, свеклы и т.д. Где источник этого роста? Источник этого роста в современной технике, в многочисленных современных машинах, обслуживающих все эти отрасли производства. Дело тут не только в технике вообще, а в том, что техника не может стоять на одном месте, она должна все время совершенствоваться, что старая техника должна выводиться из строя и заменяться новой, а новая – новейшей. Без этого немыслим поступательный ход нашего социалистического земледелия, немыслимы ни большие урожаи, ни изобилие сельскохозяйственных продуктов. Но что значит вывести из строя сотни тысяч колесных тракторов и заменить их гусеничными, заменить десятки тысяч устаревших комбайнов новыми, создать новые машины, скажем, для технических культур? Это значит нести миллиардные расходы, которые могут окупиться лишь через 6–8 лет. Могут ли поднять эти расходы наши колхозы, если даже они являются миллионерами? Нет, не могут, так как они не в состоянии принять на себя миллиардные расходы, которые могут окупиться лишь через 6–8 лет. Эти расходы может взять на себя только государство, ибо оно и только оно в состоянии принять на себя убытки от вывода из строя старых машин и замены их новыми, ибо оно и только оно в состояния терпеть эти убытки в течение 6–8 лет с тем, чтобы по истечении этого срока возместить произведенные расходы. Что значит после всего этого требовать продажи МТС в собственность колхозам? Это значит вогнать в большие убытки и разорить колхозы, подорвать механизацию сельского хозяйства, снизить темпы колхозного производства».

-5

И только к концу 50-х у правительства СССР сложилось впечатление, что колхозы достигли наконец того уровня, который позволит им самостоятельно содержать МТС. В 1958—1959 годах сельскохозяйственная техника была передана непосредственно колхозам. Однако практика показала, что не все колхозы могут содержать собственную технику. Поэтому было принято Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.02.1961 № 151 «Об образовании Всесоюзного объединения Совета Министров СССР по продаже сельскохозяйственной техники, запасных частей, минеральных удобрений и других материально-технических средств, организации ремонта и использования машин в колхозах и совхозах („Союзсельхозтехника“)»

Всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника» было преобразовано 5 июля 1978 года в Государственный комитет сельхозтехники — Госкомсельхозтехники СССР, а в 1985 году было реорганизовано в Госагропром СССР.

-6