В Москве попал на выставку «Босх и Брейгели. Загадки мистической эпохи».
Почувствовал себя жителем России, в ту пору, когда сто лет назад новых советских людей взялись окультуривать. Как раз в 1922 году последние корабли и поезда, набитые царской интеллигенцией - писатели, философы, архитекторы, изобретатели, художники - покидали пределы родины, и в стране воцарился культурный вакуум, который решено было ликвидировать скоростным просвещением масс.
С этой целью выпускали фантики конфет с плохонькими репродукциями знаменитых картин; печатали книги про жизнь замечательных людей; ну и лекторы просвещали людей в избах-читальнях.
Таким образом получила известность в народе картина Ивана Шишкина "Утро в сосновом лесу", - благодаря конфетам фабрики «Красной Октябрь», точнее, традиции, перенятой у предшественницы - фабрики Эйнема. Картинку узнавали все, а название картины толком никто не знает и сегодня: считают, что оно аналогично наименованию конфет - "Мишка косолапый" или "Три медведя" (хотя медведей на картинке четыре).
А я побывал выставке картин в технике жикле, что, на мой взгляд, не так уж далеко ушло от конфетных оберток. Но было вполне интересно, благодаря экскурсии.
С одной стороны, жикле - высококачественное цифровое воспроизведение изображения на холсте, помогает зрителям, лишенным технической или финансовой возможности увидеть картину в местах хранения. Можно сказать, это большая фига санкциям. В Европу не пускают, а мы все-равно приобщаемся к мировым ценностям.
С другой стороны, жикле воспроизводит даже те шедевры живописи, которые не дошли до современности, считаются без вести утраченными или реставрируются.
Признаться, я не большой знаток отличий оригиналов и высокоточных копий, но по наитию, по ощущениям, понимаю, что в многочисленных мировых музеях у картин что-то тормозило и держало меня, заставляло вглядываться в трещинки и оттенки цвета. У картин был как бы запах времени, обаяние живой материи.
Жикле на выставке Босха и Брейгелей были яркими, интересными, но примерно такими же, как иллюстрации в энциклопедии. Как бы собранные из всех музеев мира и запасников все сразу. Так что познавательный момент превалировал над эстетикой. Это честно, простите, устроители выставки.
Мастеров Северного Возрождения Иеронима Босха и Питера Брейгеля-старшего иногда путают - оба изображали мир, состоящий из пороков, которые оба художника высмеивали в мягкой ироничной или безжалостно сатирической манере. Различить просто: Брейгель рисует обычных людей, смешных и печальных, занятых делом или бездельников; картины Босха изобилуют монстрами, полузверями-полурыбами, полулюдьми- полуптицами, невиданными существами и пр. Экскурсовод двинула идею, что Босх угощался перед написанием картин мухоморами или чем-то более галлюциногенными.
Например, наряду со зверями, которых он видел и изображал с большой долей достоверности, он написал жирафа, которого никогда не видел (животное он изображал, явно, с чьих- то слов и зарисовок, так рога жирафа ему описали, как "небольшие рога", а ведь они совсем другие; ко всему, неверно изобразил лапы)
И рядом с реалистическими зверями у Босха гуляет фантастический полупёс на двух лапах
На выставке было порядка ста 100 полотен, среди которых "Сад земных наслаждений", "Фламандские пословицы", "Искушение святого Антония", "Избиение младенцев", "Триумф смерти" и проч.
Звери и странные существа Босха одновременно милы и страшны. Его картины хочется разглядывать и разглядывать, всматриваться в тысячи деталей, восхищаться необузданной фантазией.
Интересна история картины «Избиение младенцев», у которой насчитывают больше десятка вариантов, частью выполненных самим Питером Брейгелем Старшим, частично воспроизведенными по отцовскому оригиналу его сыном Питером Брейгелем Младшим. Изначально картина выполнена маслом на дубовой доске в XVI веке. Как ясно из названия, работа посвящена библейскому истреблению младенцев в царствие Ирода. Но Брейгель по-своему переосмыслил священный сюжет и перенес действие в Нидерланды, где назревал бунт против наглости солдат в пору испанского владычества (Восьмидесятилетняя война).
Картина Брейгеля Старшего была приобретена императором Священной Римской империи Рудольфом II и находилась в Праге примерно в 1600 году. Императору нравилось подробное письмо Брейгеля, но не нравился намек на кровожадность солдат. И он потребовал закрасить младенцев, превратив картину в сцену грабежа, но не резни младенцев.
На варианте картины, находящейся сегодня в Вене, видно, как солдат держит ребенка за руку, как у матери лежит на коленях мертвый младенец в неестественной позе, как у ног солдата покоится детский трупик.
А вот что на "перекрашенной картине". Вместо ребенка у солдата - гусь. У ног солдата и на коленях матери - тюки с добром.
Можете сами рассмотреть жикле и решить - это венская оригинальная копия или "исправленный вариант" избиения из Королевской коллекции (Хэмптон-корт, Лондон). Гусь - хорошая подсказка.
А это рисунок самого Брейгеля, про него известно немного. Родился примерно в 1525 году и почти всю жизнь жил и работал в Антверпене. Иногда Брейгеля называют наследником Иеронима Босха - в его работах радость, страсть, страх - глубокая философия соседствуют с простосердечными, человеческим бытописанием времени. (К слову, Брейгель частенько копировал гравюры Босха, честнее сказать, подделывал и продавал.)
Питер Брейгель Старший известен в искусстве как “Мужицкий” за то, что изображал в основном крестьян и их быт. Его сын Питер Брейгель Младший именуется "Адским" (ему больше всего удавались устрашающие копии отца). Второй сын Ян Брейгель Старший — "Бархатным".
На выставке подробно разобрали одну из известных работ Брейгеля Старшего "Фламандские пословицы".
Можно принять картину изображением жизни в какой-то фламандской деревушке, где живут чудаки и глупцы. На самом деле на картине проиллюстрированы 118 пословиц и поговорок, они не все понятны российскому уму, но по-своему остроумны и доходчивы.
В 1500 году философ Эразм Роттердамский издал сборник пословиц. А Брейгель устроил из них своеобразный ребус.
Вот крыша покрыта … пирогами — это иллюстрация к голландской пословицы "крыть крышу пирогами/выпечкой", то есть быть очень богатым и бессмысленно транжирить деньги.
А вот ниже в окошке мы видим целующуюся парочку и метлу. "Вставить метлу" - означает примерно тоже, что "наставить рога", воспользоваться отсутствием хозяина и поставить у порога "свою метлу".
Еще один интересный персонаж иллюстрирует сразу три поговорки: “быть вооруженным до зубов”, “кусать железо” — обманывать, и “повязывать коту колокольчик” — совершать опрометчивый поступок.
В правом углу женщина “надевает на Христа льняную бороду”, то есть прикрывается поддельным благочестием.
Захотелось, вернувшись домой, почитать о борьбе фламандцев и испанцев больше. И больше узнать о двух гениях Северного Возрождения Босхе и Брейгеле.