Найти тему

Босх терпел и нам велел

В Москве попал на выставку «Босх и Брейгели. Загадки мистической эпохи».

Почувствовал себя жителем России, в ту пору, когда сто лет назад новых советских людей взялись окультуривать. Как раз в 1922 году последние корабли и поезда, набитые царской интеллигенцией - писатели, философы, архитекторы, изобретатели, художники - покидали пределы родины, и в стране воцарился культурный вакуум, который решено было ликвидировать скоростным просвещением масс.

С этой целью выпускали фантики конфет с плохонькими репродукциями знаменитых картин; печатали книги про жизнь замечательных людей; ну и лекторы просвещали людей в избах-читальнях.

Таким образом получила известность в народе картина Ивана Шишкина "Утро в сосновом лесу", - благодаря конфетам фабрики «Красной Октябрь», точнее, традиции, перенятой у предшественницы - фабрики Эйнема. Картинку узнавали все, а название картины толком никто не знает и сегодня: считают, что оно аналогично наименованию конфет - "Мишка косолапый" или "Три медведя" (хотя медведей на картинке четыре).

А я побывал выставке картин в технике жикле, что, на мой взгляд, не так уж далеко ушло от конфетных оберток. Но было вполне интересно, благодаря экскурсии.

С одной стороны, жикле - высококачественное цифровое воспроизведение изображения на холсте, помогает зрителям, лишенным технической или финансовой возможности увидеть картину в местах хранения. Можно сказать, это большая фига санкциям. В Европу не пускают, а мы все-равно приобщаемся к мировым ценностям.

С другой стороны, жикле воспроизводит даже те шедевры живописи, которые не дошли до современности, считаются без вести утраченными или реставрируются.

Признаться, я не большой знаток отличий оригиналов и высокоточных копий, но по наитию, по ощущениям, понимаю, что в многочисленных мировых музеях у картин что-то тормозило и держало меня, заставляло вглядываться в трещинки и оттенки цвета. У картин был как бы запах времени, обаяние живой материи.

Жикле на выставке Босха и Брейгелей были яркими, интересными, но примерно такими же, как иллюстрации в энциклопедии. Как бы собранные из всех музеев мира и запасников все сразу. Так что познавательный момент превалировал над эстетикой. Это честно, простите, устроители выставки.

-2

Мастеров Северного Возрождения Иеронима Босха и Питера Брейгеля-старшего иногда путают - оба изображали мир, состоящий из пороков, которые оба художника высмеивали в мягкой ироничной или безжалостно сатирической манере. Различить просто: Брейгель рисует обычных людей, смешных и печальных, занятых делом или бездельников; картины Босха изобилуют монстрами, полузверями-полурыбами, полулюдьми- полуптицами, невиданными существами и пр. Экскурсовод двинула идею, что Босх угощался перед написанием картин мухоморами или чем-то более галлюциногенными.

Например, наряду со зверями, которых он видел и изображал с большой долей достоверности, он написал жирафа, которого никогда не видел (животное он изображал, явно, с чьих- то слов и зарисовок, так рога жирафа ему описали, как "небольшие рога", а ведь они совсем другие; ко всему, неверно изобразил лапы)

И рядом с реалистическими зверями у Босха гуляет фантастический полупёс на двух лапах

-3

На выставке было порядка ста 100 полотен, среди которых "Сад земных наслаждений", "Фламандские пословицы", "Искушение святого Антония", "Избиение младенцев", "Триумф смерти" и проч.

Иероним Босх. «Сад земных наслаждений». Фрагмент.
Иероним Босх. «Сад земных наслаждений». Фрагмент.

Звери и странные существа Босха одновременно милы и страшны. Его картины хочется разглядывать и разглядывать, всматриваться в тысячи деталей, восхищаться необузданной фантазией.

-5

Интересна история картины «Избиение младенцев», у которой насчитывают больше десятка вариантов, частью выполненных самим Питером Брейгелем Старшим, частично воспроизведенными по отцовскому оригиналу его сыном Питером Брейгелем Младшим. Изначально картина выполнена маслом на дубовой доске в XVI веке. Как ясно из названия, работа посвящена библейскому истреблению младенцев в царствие Ирода. Но Брейгель по-своему переосмыслил священный сюжет и перенес действие в Нидерланды, где назревал бунт против наглости солдат в пору испанского владычества (Восьмидесятилетняя война).

Картина Брейгеля Старшего была приобретена императором Священной Римской империи Рудольфом II и находилась в Праге примерно в 1600 году. Императору нравилось подробное письмо Брейгеля, но не нравился намек на кровожадность солдат. И он потребовал закрасить младенцев, превратив картину в сцену грабежа, но не резни младенцев.

Брейгель, Питер (Старший) Избиение младенцев. около 1565-1567. Королевская коллекция, Хэмптон-корт, Лондон
Брейгель, Питер (Старший) Избиение младенцев. около 1565-1567. Королевская коллекция, Хэмптон-корт, Лондон

На варианте картины, находящейся сегодня в Вене, видно, как солдат держит ребенка за руку, как у матери лежит на коленях мертвый младенец в неестественной позе, как у ног солдата покоится детский трупик.

Версия в Художественно-историческом музее в Вене долгое время считалась оригиналом.
Версия в Художественно-историческом музее в Вене долгое время считалась оригиналом.

А вот что на "перекрашенной картине". Вместо ребенка у солдата - гусь. У ног солдата и на коленях матери - тюки с добром.

-8

Можете сами рассмотреть жикле и решить - это венская оригинальная копия или "исправленный вариант" избиения из Королевской коллекции (Хэмптон-корт, Лондон). Гусь - хорошая подсказка.

-9

А это рисунок самого Брейгеля, про него известно немного. Родился примерно в 1525 году и почти всю жизнь жил и работал в Антверпене. Иногда Брейгеля называют наследником Иеронима Босха - в его работах радость, страсть, страх - глубокая философия соседствуют с простосердечными, человеческим бытописанием времени. (К слову, Брейгель частенько копировал гравюры Босха, честнее сказать, подделывал и продавал.)

Питер Брейгель Старший известен в искусстве как “Мужицкий” за то, что изображал в основном крестьян и их быт. Его сын Питер Брейгель Младший именуется "Адским" (ему больше всего удавались устрашающие копии отца). Второй сын Ян Брейгель Старший  — "Бархатным".

Питер Брейгель Старший..
Питер Брейгель Старший..

“Фламандские пословицы” 1559 года
“Фламандские пословицы” 1559 года

На выставке подробно разобрали одну из известных работ Брейгеля Старшего "Фламандские пословицы".

Можно принять картину изображением жизни в какой-то фламандской деревушке, где живут чудаки и глупцы. На самом деле на картине проиллюстрированы 118 пословиц и поговорок, они не все понятны российскому уму, но по-своему остроумны и доходчивы.

-12

В 1500 году философ Эразм Роттердамский издал сборник пословиц. А Брейгель устроил из них своеобразный ребус.

Вот крыша покрыта … пирогами — это иллюстрация к голландской пословицы "крыть крышу пирогами/выпечкой", то есть  быть очень богатым и бессмысленно транжирить деньги.

-13

А вот ниже в окошке мы видим целующуюся парочку и метлу. "Вставить метлу" - означает примерно тоже, что "наставить рога", воспользоваться отсутствием хозяина и поставить у порога "свою метлу".

-14

Еще один интересный персонаж иллюстрирует сразу три поговорки: “быть вооруженным до зубов”, “кусать железо” — обманывать, и “повязывать коту колокольчик” — совершать опрометчивый поступок.

-15
-16

В правом углу женщина “надевает на Христа льняную бороду”, то есть прикрывается поддельным благочестием.

-17

Захотелось, вернувшись домой, почитать о борьбе фламандцев и испанцев больше. И больше узнать о двух гениях Северного Возрождения Босхе и Брейгеле.

-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24