Найти тему
Smooth & Quiet art

Мужчина в красном тюрбане. Ян ван Эйк

Ян ван Эйк считается одним из главных основоположников масляной живописи. По крайней мере так утверждал в своих «Жизнеописаниях великих художников, скульпторов и архитекторов», вышедших в свет в 1550 году, Джорджо Вазари. Кроме того, Вазари сообщает о том, что нидерландский художник заперался в своей мастерской и в течение многих лет проводил эксперименты, используя алхимию.

Чрезвычайно надежный метод живописи ван Эйка, при котором много прозрачных покрытий наносилось друг на друга и его внимание к деталям давали необычайно реалистичное для того времени представление. Он положил начало новому этапу в западноевропейской живописи, а его "Портрет мужчины в красном тюрбане" - один из самых ранних примеров.

(1433) 33 х 26 см. Национальная галерея, Лондон
(1433) 33 х 26 см. Национальная галерея, Лондон

О картине стало известно в XVII веке, из-за чего невозможно с точностью определить, кто представлен на ней. По одной из гипотез - это автопортрет художника, при чем это не голословная догадка. Картина обладает отличительными чертами автопортрета, так как мужчина изображён таким способом, будто сидит и разглядывает самого себя в стоящем напротив зеркале. Изменённый фокус ежду глазами позволяет предположить, что при создании портрета использовалось зеркало - правый глаз слегка размыт по краям, одновременно с этим, левый глаз имеет чёткий контур. Такой эффект мог возникнуть в результате использования отражающий поверхности. Второй момент - слова, написанные псевдогреческими буквами на верхней части подлинной рамы картины - "Als Ich Can", что в переводе с фламандского, значит: "Как умею", в ней обнаруживается тайный каламбур: "Ich" и "Eyck", и эта фраза может являться жизненными девизом Яна ван Эйка.

Фразой "Als Ich Can" сопровождаются ещё три работы художника, сохранившиеся до наших дней - портрет его жены и копии, сделанные с утраченых произведений.

Устоявшееся название полотна не совсем точно, ведь в действительности на голове мужчины шаперон - распространённый в Средние века головной убор, который походит на капюшон, но сложенный здесь так сложно и искусно , что напоминает тюрбан или чалму.

Внимание к деталям:

-2

Взгляд.

Взгляд направлен прямо на зрителя - смелое новшество в портретной живописи во времена Яна ван Эйка. Особое внимание привлекает к себе изображение тончайших капилляров на белой поверхности левого глаза.

-3

Тонкие губы.

Губы героя картины складываются в скептическую улыбку. С портрета смотрит очень умный и проницательный человек, внимательно изучающий и будто оценивающий нас.

-4

Лёгкая щетина.

В щетине каштановые и седые волосы сообщают нам о том, что мужчине на портрете не мало лет, но при этом возраст определяется визуально плохо и можно сказать, что ему от сорока до шестидесяти лет, иначе, было бы возможно уточнить дату рождения ван Эйка предположив, что это действительно автопортрет.

-5

Ворот нижней сорочки.

Этот фрагмент одежды останавливает взгляд резким контрастом фактуры и цвета. Кожа мужчины и краешек сорочки контрастируют с меховым воротником верхней одежды.

Использование светотени Яном ван Эйком виртуозно, концептуальные идеи и приёмы выделяли его на фоне других современников, вытесняя стилизованные формы готического искусства, а вклад в развитие живописи до сих пор отмечается критиками и мастерами.