Ян ван Эйк считается одним из главных основоположников масляной живописи. По крайней мере так утверждал в своих «Жизнеописаниях великих художников, скульпторов и архитекторов», вышедших в свет в 1550 году, Джорджо Вазари. Кроме того, Вазари сообщает о том, что нидерландский художник заперался в своей мастерской и в течение многих лет проводил эксперименты, используя алхимию.
Чрезвычайно надежный метод живописи ван Эйка, при котором много прозрачных покрытий наносилось друг на друга и его внимание к деталям давали необычайно реалистичное для того времени представление. Он положил начало новому этапу в западноевропейской живописи, а его "Портрет мужчины в красном тюрбане" - один из самых ранних примеров.
О картине стало известно в XVII веке, из-за чего невозможно с точностью определить, кто представлен на ней. По одной из гипотез - это автопортрет художника, при чем это не голословная догадка. Картина обладает отличительными чертами автопортрета, так как мужчина изображён таким способом, будто сидит и разглядывает самого себя в стоящем напротив зеркале. Изменённый фокус ежду глазами позволяет предположить, что при создании портрета использовалось зеркало - правый глаз слегка размыт по краям, одновременно с этим, левый глаз имеет чёткий контур. Такой эффект мог возникнуть в результате использования отражающий поверхности. Второй момент - слова, написанные псевдогреческими буквами на верхней части подлинной рамы картины - "Als Ich Can", что в переводе с фламандского, значит: "Как умею", в ней обнаруживается тайный каламбур: "Ich" и "Eyck", и эта фраза может являться жизненными девизом Яна ван Эйка.
Фразой "Als Ich Can" сопровождаются ещё три работы художника, сохранившиеся до наших дней - портрет его жены и копии, сделанные с утраченых произведений.
Устоявшееся название полотна не совсем точно, ведь в действительности на голове мужчины шаперон - распространённый в Средние века головной убор, который походит на капюшон, но сложенный здесь так сложно и искусно , что напоминает тюрбан или чалму.
Внимание к деталям:
Взгляд.
Взгляд направлен прямо на зрителя - смелое новшество в портретной живописи во времена Яна ван Эйка. Особое внимание привлекает к себе изображение тончайших капилляров на белой поверхности левого глаза.
Тонкие губы.
Губы героя картины складываются в скептическую улыбку. С портрета смотрит очень умный и проницательный человек, внимательно изучающий и будто оценивающий нас.
Лёгкая щетина.
В щетине каштановые и седые волосы сообщают нам о том, что мужчине на портрете не мало лет, но при этом возраст определяется визуально плохо и можно сказать, что ему от сорока до шестидесяти лет, иначе, было бы возможно уточнить дату рождения ван Эйка предположив, что это действительно автопортрет.
Ворот нижней сорочки.
Этот фрагмент одежды останавливает взгляд резким контрастом фактуры и цвета. Кожа мужчины и краешек сорочки контрастируют с меховым воротником верхней одежды.
Использование светотени Яном ван Эйком виртуозно, концептуальные идеи и приёмы выделяли его на фоне других современников, вытесняя стилизованные формы готического искусства, а вклад в развитие живописи до сих пор отмечается критиками и мастерами.