Автор
Предлагаем вниманию читателей статью Е.В. Сараевой и И.А. Ивановой «Личностные особенности медиаторов-школьников (из опыта работы Школьной службы примирения МБОУ СОШ No 14 города Кирова)».
Современной школе необходимы новые подходы и технологии для решения школьных конфликтов. В условиях школы представляется перспективным использование восстановительного подхода и школьной медиации в рамках образовательного процесса.
Понятие медиации как процесса, в котором участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт, появилось в России еще в 1740 г. Истоки восстановительной медиации лежат в восcтановительном правосудии — мировом движении за изменение карательной направленности уголовной юридической системы [1].
Понятие «восстановительная» указывает на важность восстановления человеческих отношений, на то, что разрешение конфликта должно фокусироваться на восстановлении пострадавшего и обидчика, на их исцелении от боли и страданий, а также на заглаживании обидчиком нанесенного пострадавшему вреда [2].
В зарубежных странах в 80-е гг. прошлого столетия стали появляться первые труды ученых, занимающихся исследованием восстановительного правосудия и восстановительной медиации в уголовном процессе. Заложили основу восстановительной медиации такие ученые, как И. Айрстен, Г. Бейзмор, Л. Вилкинс, Л. Волгрэйв, Д. Гарланд, М. Гроенхейзер, Дж. Грифитс, Л. Зайберт, X. Зер, М. Лиебман, Ф. МаркЭрли, Т. Маршал, Г. Мелтон, Дж. Миллер, А. Морис, М. Райт.
Кроме того, программы восстановительной медиации в последнее десятилетие являются предметом разработок российских ученых H.Н. Апостоловой, P.P. Максудова, Е.В. Марковичевой, Д.В. Маткиной, Е.В. Попаденко, Н.В. Путинцевой, А.Ю. Коновалова, A.B. Смирнова, К.И. Сутягина, В.Н. Ткачева, З.Х. Хидзевой, Л.М. Карнозовой и некоторых других [3].
Медиатор — нейтральный посредник, по мнению А Ю. Коновалова, в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта [4]. Ему необходимо обладать лидерскими качествами, умением объективно оценить ситуацию, чувством юмора, внушать к себе уважение для максимально эффективной работы с конфликтующими сторонами [5].
Центром «Судебно-правовая реформа» была разработана российская модель школьной медиации (посредничество при разрешении конфликтов в образовательных учреждениях). Термин «школьная служба примирения» был введен А.Ю. Коноваловым для обозначения органа самоуправления в школе, который занимается разрешением конфликтов между участниками образовательного процесса. «Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей-медиаторов». Она создает условия «не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов». «Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся» [6]. «Именно школьная медиация на сегодняшний день способна грамотно помочь в разрешении национальных и иных социокультурных конфликтов при помощи независимого посредника — школьного медиатора» [7]. Для осуществления деятельности Школьной службы примирения работает команда взрослых и школьников разных классов.
Идея Школьной службы примирения базируется на стандартах восстановительной медиации, принятых в 2009 г. Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, и соответствующем этим стандартам порядке работы медиатора. За эти годы школьные службы примирения созданы во многих регионах и городах России: Москве, Пермском крае, Волгограде и Волжском, Великом Новгороде, Кирове, Казани, Тюмени и других. В 2010 г., по данным Фонда защиты детей от жестокого обращения, школьные службы примирения вошли в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка. В 2012 г. задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей 2014–2017 гг.» и в «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2014–2017 годы» [8].
По данным мониторинга Всероссийской ассоциации медиаторов за 2015 г., российскими школьными службами примирения рассмотрено 3859 случаев обращения и проведения восстановительных программ — при общем количестве действующих служб — 521. В 2015 г. прекращено четыре дела в отношении несовершеннолетних за примирением сторон [9].
В Кировскую область восстановительная медиация пришла в 2009 г. и с тех пор активно развивается при поддержке Ассоциации медиаторов Кировской области, департамента образования администрации города Кирова и городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. На базе Института развития образования создана лаборатория медиации, которая оказывает методическую и организационную помощь школам области.
В каждой школе города Кирова есть специалист, владеющий технологией восстановительной медиации, который имеет право проводить примирительные программы. По данным КОГАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области», с 2013 по 2015 г. число медиаторов увеличилось с 57 до 297, число действующих школьных служб примирения — с 28 до 75, что говорит не только о популярности восстановительной медиации в Кировской области, но и об эффективности программ в отношении несовершеннолетних [10].
В 2009 г. возникла необходимость создания Школьной службы примирения в МБОУ СОШ №14 города Кирова. Выяснилось, что существует проблема отбора детей в службу, так как от личностных характеристик посредника зависит эффективность восстановительной медиации.
В процессе психолого-педагогического сопровождения 67 учащихся 9-х классов нами были использованы тест «Определение типов личности по Тигеру», социометрическая техника Дж. Морено и выявлена закономерность, что подростки, обладающие социометрическим статусом лидера, являются экстравертами и рационалами, сенсориками и динамиками, при ответе на вопрос «К кому из одноклассников ты обратишься в случае возникновения трудностей?» учащиеся выбирали лидеров.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что существует взаимосвязь между типом личности учащегося и его социометрическим статусом: экстраверты, рационалы, сенсорики и динамики, обладают более высоким социометрическим статусом и, по мнению одноклассников, больше подходят для работы в качестве медиатора.
Результаты исследования представлены в таблице.
Мы видим, что все лидеры принадлежат к одному типу личности: ЭСРД — экстраверт-сенсорик-рационал-динамик.
Полученные с помощью тестирования первичные эмпирические данные в дальнейшем были подвергнуты математико-статистическому анализу. В качестве метода математической статистики использовался критерий Краскела — Уолиса, где группирующая переменная — социометрический статус. Для типа личности экстраверт двухстороннее значение критерия составило 0.017, для интроверта — 0.02, иррационала — 0.034. Так как расчетное значение по данным параметрам больше критического (p > 0.05), значит, имеют место статистически значимые различия по исследуемым типам личности в разных социометрических группах.
Наша гипотеза подтвердилась частично, существует взаимосвязь между типами личности эстраверт, интроверт, иррационал и их социометрическим статусом: экстраверты и рационалы обладают более высоким социометрическим статусом, более предпочтительны для работы в качестве медиатора.
Это те школьники, к которым прислушиваются, идут за советом в трудной ситуации, от которых ждут помощи. Они предпочитают действовать, а не разговаривать, и решают проблемы по мере их возникновения, причем весьма успешно, потому что способны воспринимать факты, а затем быстро находить логичные и разумные решения без особой траты времени и усилий. Они могут вести переговоры, с удовольствием используя нетрадиционные подходы, и обычно способны убедить другую сторону или достигнуть согласия. Они прекрасно проявляют себя, когда требуется разрядить напряженную обстановку и помирить конфликтующие стороны.
Примечания
- Колясникова Ю.С. Примирительные процедуры в арбитражном процессе 2009. [URL]: http://www.dissercat.com/content/primiritelnye-protsedury-v-arbitrazhnom-protsesse/ дата обращения 24.01.2017.
- Максудов Р.Р. Восстановительная медиация. Практическое руководство для специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с конфликтами и уголовно наказуемыми деяниями с участием несовершеннолетних. М.: Программа сотрудничества ЕС и России, 2013.
- Василенко А.С. Медиация и другие программы восстановительного правосудия в уголовном про- цессе стран англосаксонского права. [URL]: http://www.dissercat.com/content/mediatsiya-i-drugie-program- my-vosstanovitelnogo-pravosudiya-v-ugolovnom-protsesse-stran Медиация и другие программы восстанови- тельного правосудия в уголовном процессе стран англосаксонского права 2013/ дата обращения 24.01.2017
- Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений (Практическое руководство). М., 2012.
- Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание / пер. с англ.; под общ. ред. Л. М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002.
- Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры: сб. материалов / сост. и отв. ред. Н. Л. Хананашвили. М.: Фонд «Новая Евразия», 2012.
- Коновалов А.Ю. Указ. соч. С. 14.
- Там же. С. 9.
- Коновалов А.Ю. Мониторинг деятельности школьных служб примирения за 2015 год, проводимый в рамках Всероссийской ассоциации восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. 2016. Вып. 13. С. 193.
- Щедровицкий Г.П. Культура. Культуротехника. Культурология. М.: «Наследие ММК», 2007.
Источник: Сараева Е.В., Иванова И.А. Личностные особенности медиаторов-школьников (из опыта работы Школьной службы примирения МБОУ СОШ № 14 города Кирова) // Вестник гуманитарного образования. 2017. №1. С. 54–56.
Сараева Елена Викторовна
доцент, кандидат психологических наук. Доцент Кировского филиала Московского финансово-юридического университета МФЮА.
Киров