Витиеватое название?)
Краткое изложение статьи будет банальным: найти "своего" психолога, который будет подходить по характеру и используемым методам - отдельная задача. В статье изложу свой взгляд на особенности различия роли личности психолога.
Примерное время чтения: 8 минут.
Психолог в этом плане немного следователь, когда каждая маленькая деталь имеет смысл. Информация в этой статье будет актуальна и для психотерапевтов, а у них вообще медицинское образование и переподготовка по психологии.
Чтобы статья не растянулась на километры текста, подробно остановлюсь на психологах, оказывающих услуги психологического консультирования и психологической коррекции. И тут снова придётся прояснить терминологию. В профессиональном сообществе до сих пор спорят о разделении разных видов воздействия, я буду использовать тот, который лично мне представляется наиболее правильным.
Под психологическим консультированием я буду понимать услуги предоставления информации. Например, у матери возникли сложности в воспитании ребёнка и она просит информацию об особенностях возраста её дитя.
А если та же мама придёт с запросом "У меня не хватает сил на этого сорванца, всё раздражает", тут уже психологическая коррекция. Потому что я не только предоставляю информацию, но в большей степени работаю с эмоциональным состоянием клиента (на этот раз не будет углубляться в точную терминологию :)
Итак, после довольно большой прелюдии можно переформулировать название таким образом: роль личности психолога в процессе психологического консультирования и психологической коррекции.
Все, кто дочитал до этого сообщения - большие молодцы, вместе мы докопаемся до сути.
На самом деле о роли личности психолога писал ещё Зигмунд Фрейд в работах по психоанализу (Фрейджер Роберт, 2004)
Приведу такую цитату: Психоаналитик опирается на открытия клиента в себе, не критикуя, не одобряя их по своей сути. Психоаналитик не занимает нравственной позиции, а служит как бы чистым экраном, отражающим взгляды пациентов. Терапевт старается не показывать своего личного отношения к пациенту.
Уже такие требования к поведению (не критиковать, не одобрять, не показывать личного отношения) для многих неподготовленных людей будут невыполнимы. Сейчас подобные требования предъявляются к работе вообще любого психолога вне зависимости от подхода. Оговорюсь, что в отдельных случаях психолог может отходить от правила например, чтобы провести эксперимент и побыть в роли собеседника клиента.
Со времён создания психоанализа прошло много времени, появилось много новых методов, а в психологию "с широкой ноги" вошёл эксперимент, как способ научного познания. Теперь учёным не обязательно опираться на собственное мнение, можно высказать предположение и провести исследование, которое его подтвердит или опровергнет. Пару таких и рассмотрим.
И прежде стоит оговориться, что во второй половине 20го века произошли большие изменения в психологии труда, а именно в составлении списка требуемых для той или иной профессии качеств и появились более доказательные способы их определения. Основным способом решения данной задачи стало создание профессиографии (структурированный документ, характеризующий основные аспекты профессии) и психографии (составление требований к личным качествам человека, которые назвали профессионально-важные качества). Этот подход проник и разработку требований к качествам психологов.
В ряде исследований было показано, что личность психолога является существенным условием эффективности консультативного воздействия (Абрамова Г.С., Васьковская С.В. , Горностай П.П. Кан М., Косевска Л., Кочюнас Р., Мей Р. и др.). (Крупенина Анна Викторовна, 2005). В советские годы создана база для теоретического и экспериментального изучения особенностей отдельных профессий и именно этими инструментами пользовалась Анна Викторовна.
Тогда она выделила следующие базовые качества психолога:
- социально-психологическая установка на альтруизм
- высокий уровень эмпатии
и дополнительные:
- общительность и коммуникабельность; открытость
- общее образование и уровень культуры психолога в целом
- способность психолога расположить собеседника к себе, вызвать доверие.
Базовые качества нужны в любом подходе. Дополнительные могут меняться в зависимости от конкретного способа работы психолога.
В 2021 году С.А. Амбалова предприняла попытку выделения критериев эффективности психокоррекционной работы и через эти критерии можно оценить качества, необходимые психологу.
Для начала в работе выделены 3 особенности:
- Сложность оценки эффективности психокоррекции в связи с различиями в подходах, используемых психологами.
- Связь потенциальной эффективности терапии с личностными особенностями клиента и его ожиданиями от работы. Например, клиент может не проявлять активности, не следовать рекомендациям.
Ремарка: про свой взгляд на проблему так называемого "сопротивления" или "вторичной выгоды" я расскажу в одной из других статей. Пока только замечу, что с более мотивированным клиентом, более "подготовленным", работать будет проще, а позитивные изменения будут более показательными. Это совсем не значит, что с остальными людьми что-то не так. - На эффективность терапии влияют внешние социальные факторы клиента: положение в обществе, уровень дохода, взаимоотношения в семье (Амбалова, Светлана Алексеевна, 2021)
Для оценки эффективности психокоррекции следует использовать по возможности более объективные критерии, среди которых могут быть: социальная приспособленность, личностные особенности, профессиональная приспособленность, успешность учёбы.
Тут мы ненадолго вернёмся к теме статьи: роль личности психолога в процессе психологической помощи. Традиционно оценивают эффективность терапии в рамках одного подхода. А в данной формулировке и подходы разные, так ещё влияние личных особенностей психологов. Очень много переменных, для проведения такого исследования нужна будет огромная выборка (это нереально), поэтом нам остаётся ждать развития моделирования на базе квантовых компьютеров, а пока я могу пофантазировать на основе собственного опыта.
В каждом подходе важна личность психолога на бытовом уровне: важно, чтобы с психологом было комфортно общаться. понятие "Комфортно" очень отличается от человека к человеку. Поэтому я считаю важным умение психолога подстраиваться под особенности клиента.
Эмпатия (способность к сопереживанию) и самораскрытие в разных подходах используются в совершенно разных объёмах. Поэтому в разных подходах требования к выраженности таких качеств у психолога будет разным. Из признанных на сегодняшний день методов наиболее простым в этом плане можно назвать Когнитивно-поведенческую терапию, так как акцент делается на самостоятельное развитие клиента путём исследования своих особенностей. Психолог в этом скорее помогает, демонстрирует новые навыки, но не изменяет клиента сам.
Большую роль личность терапевта имеет в гуманистическом подходе и его наследниках. В нём акцент делается именно на контакт психолога с клиентом, на безусловном принятии всего, происходящего с клиентом. Есть история, как на лекцию Карла Роджерса пришла студентка, которая полностью на верила в его метод, но закончилась лекция демонстрационной сессией с этой самой студенткой, которую она потом назвала одной из наиболее значимых в своей жизни.
Подводя итог скажу, что в когнитивно-поведенческой терапии и близких ему подходах важнее "житейский" контакт, умение психолога расположить к себе собеседника и позитивное отношение к нему клиента. В гуманистическом и близких ему подходах на передний план выходит эмпатия, как специфический методу, специально тренируемый в ходе обучения навык. Значительную роль в эффективности терапии играет именно уровень развития навыка "особой эмпатии", принятия, который развил в себе специалист.
Использованная литература:
- Фрейджер Роберт. Теории личности и личностный рост / – Прайм-Еврознак, 2004.
- Крупенина А. В. Влияние личностных качеств практического психолога на эффективность консультативной деятельности / – 2005.
- Амбалова С. А. Основные критерии эффективности психокоррекционной работы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10. – № 1(34). – С. 315-317.