Найти тему

Сказочный опрос: интервью с детской писательницей Ириной Шейбак

Оглавление
Ирина Шейбак — член Союза детских и юношеских писателей, автор книг: «Радость жизни», «Такая разная жизнь», «Зачем собаке нужен хвост?», «Дежурная ворона», «Чемодан, вокзал, Россия!», «Спасите наш язык».
Ирина Шейбак — член Союза детских и юношеских писателей, автор книг: «Радость жизни», «Такая разная жизнь», «Зачем собаке нужен хвост?», «Дежурная ворона», «Чемодан, вокзал, Россия!», «Спасите наш язык».

Все сказочные истории так далеки от обычной жизни, переполненной бытом и заботами. Легко ли переходить из нашего мира в мир книги, над которой работаете? Как Вам удаётся «переключаться»? Есть свои секретные ключи?

Если это проза, я сажусь за компьютер и смотрю на стену: там сразу начинается мой внутренний фильм. По мере того, как я его записываю, кадры сменяются, потом на время откладываю произведение. Одновременно его читают несколько человек разного возраста. Потом я берусь за редактуру и вычитываю рукопись.

Стихи приходят сами, не спрашивая, где я нахожусь, удобно ли мне их записывать. Часто во сне, приходится вставать и записывать. Почти все стихи написаны на чистовик, очень редко, когда я над ними специально работаю. Писать стихи — как есть десерт. Писать прозу — готовить праздничный стол — долго и придирчиво. Но любой процесс интересен мне именно с точки зрения процесса. А если есть результат в виде вышедшей книги — это подарок судьбы.

Я не гонюсь за количеством книг, мне важно творчески расти и развиваться, но хочется, чтобы читатели находили в моих произведениях то, что сделает их добрее. Общий лозунг таков: нести в наш сложный мир добро!

Что вас вдохновляет?

Сама жизнь и есть сплошное вдохновение. Но в последнее время я черпаю его, слушая 17-ую сонату Бетховена в исполнении Даниэля Баренбойма или старые записи сонат Гайдна и Бетховена в исполнении Виктора Шейбака. К тому же, я живу в Санкт-Петербурге, а в этом городе вдохновляет каждая улица.

Скучаете по своим героям, когда история дописана и поставлена точка?

Нет, я двигаюсь только вперед! В юности прочла замечательное высказывание о том, что нет стоячего положения, если не идти вперед, обязательно будешь отброшен назад. А скука вообще не должна быть свойственна творческому человеку. Поэтому пусть старые герои останутся для новых читателей.

Детство

Какое самое яркое воспоминание осталось из детства?

Семейные вечера и праздники, песни под аккордеон, когда приходят все соседи и приносят кто, что может. Было весело, просто, душевно. И наши с папой походы по соседям в новогоднюю ночь, мы одевались Дедом Морозом и Снегурочкой и разносили подарки соседским детям. Это я описала в своей книге «Чемодан, вокзал, Россия!»

Книги И.В. Шейбак
Книги И.В. Шейбак

Почему Вы стали детским писателем?

Потому что именно дети получают из книг первый заряд доброты, который они потом тратят или пополняют всю жизнь. И от того, каким по качеству он будет, таким мы и увидим наше будущее.

Когда пишете, ориентируетесь на опыт своего детства или наблюдаете за интересами своих детей?

Ни то, ни другое. Творчество — это итог всех факторов жизни человека, а какой сработает в определенный момент, вы и сами никогда заранее не знаете. Поэтому и называется ТВОРЧЕСТВО.

Детство тянется бесконечно долго, и большинство детей мечтает скорее стать взрослыми. Как взрослый человек скажите, что для Вас в Вашем детстве самое ценное? Что хотелось бы вернуть и продлить? Что будет бережно храниться в душе всю жизнь?

Самое ценное — атмосфера добра в семье, когда даже самое твое незначительное достижение разбирается на семейном совете, когда по вечерам обязательно чтение вслух, а абонемент в филармонию и театр — просто часть твоей жизни. И при этом родители работают, а ты посещаешь школу, музыкалку, кружки и успеваешь играть во дворе, обязательно помогаешь бабушке, сажаешь цветы и убираешь на субботнике территорию вокруг дома и школы вместе со всеми.

Отражения

Расскажите, пожалуйста, как отражаются в Вашем творчестве впечатления из жизни?

Напрямую ничего не отражается, поскольку творческий процесс всегда преломляется неожиданными открытиями в себе. Иногда даже незначительный эпизод из жизни может сгенерировать новую воображаемую ситуацию.

Есть герои, которые пришли в Ваши книги с улицы, из магазина, из соседней квартиры, из воспоминаний о детстве?

Они именно так и приходят. Один пример: несколько лет назад на встрече с читателями увидела, как один мальчик неприлично, некрасиво зевает, сразу после встречи родилось программное стихотворение «Дежурная ворона», давшее название книге.

А бывали случаи, когда в жизни «материализовывались» герои или события, которые Вы создали в своих книгах?

Нет, творцом новых героев в жизни пока не приходилось быть. А вот герой одного рассказа — кот Персик, с которым мы играем «в собаку», до сих пор живет у меня и проказничает так, что придется, наверное, написать что-то новенькое с ним в главной роли.

Помечтаем вместе

Кем Вы мечтали стать в детстве? Почему?

Моих мечт не перечесть! За последовательность их возникновения не могу ничего сказать, но в этом списке были: водитель такси, председатель колхоза, артистка, музыкант, врач, учитель, режиссер, поэт, переводчик, журналист, историк. Так получилось, что многие из этих профессий я освоила. А вообще, еще в школе меня называли Ирина Пушкина, потому что я писала стихи с седьмого класса, публиковалась и являлась корреспондентом газеты «Пионерская правда», что в советское время приравнивалось к выдающимся достижениям.

Меня даже на уровне директора школы освобождали от занятий, чтобы я написала — смешно сейчас и сказать! — реквием на смерть Брежнева. Вот как серьезно относились к творчеству детей в моей школе. В наши дни я и представить не могу, чтобы ребенку давалось свободное посещение уроков, если вдруг к нему нагрянет муза. А у меня такая привилегия в старших классах была!

Книги И. В. Шейбак
Книги И. В. Шейбак

Когда Вы написали свою первую сказку или стихотворение? О чём они были? Как назывались?

В седьмом классе стихотворение «Осень золотая», оно прозвучало на всесоюзном радио, а в наши дни вошло в книгу «Зачем собаке нужен хвост?». Я хотела показать, что возраст не является критерием написания качественных стихов. В свое время писатель Владимир Васильев поправил в моем стихотворении только одну строку, положительно отозвавшись о нем. Кстати, примерно три года он был моим литературным наставником от газеты «Пионерская правда». Я очень ему благодарна за первые уроки работы над собой в качестве автора.

О чём мечтаете сейчас?

В творческом плане есть три заветных желания, осталось найти золотую рыбку для их исполнения. Надеюсь, ею станет Союз детских и юношеских писателей. А вот вслух о желаниях говорить не буду, иначе они не исполнятся. Скажу лишь, что связаны они с изданием новых книг.

Благодарим вас за интервью! Успехов!

Благодарю за прекрасную возможность высказаться о творчестве!

Интервью подготовлено при поддержке Союза детских и юношеских писателей
Интервью подготовлено при поддержке Союза детских и юношеских писателей
- Союз детских и юношеских писателей

#souzdetlit #союздетлит #детская литература #литература для детей #детский писатель