Тема судьбы - одна из центральных в творчестве Владимира Высоцкого. От личной судьбы отдельного человека до судьбы целого поколения, от судьбы вымышленного персонажа до судьбы известной исторической личности. Не счесть строчек, где судьба или фортуна (в значении судьбы, рока) упоминается прямо (хотя дотошные исследователи наверняка и это подсчитали!), но не меньше их и без прямого упоминания. Разве гениальные "Кони привередливые" - это не о Судьбе, хоть и без упоминания этого слова?
Ну и, конечно же, можно найти произведения, касающиеся личной судьбы самого автора. Наверняка всем известна замечательная песня "Две судьбы" - отражение судьбы автора, аллегория мучающих его проблем и надежд на избавление. Менее известны песня "Грусть моя, тоска моя", единожды исполненная автором 14 июля 1980 года в Московском научно-исследовательском институте эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского (МНИИЭМ) и "Мне судьба - до последней черты, до креста..." - произведения последних лет жизни Высоцкого. Я же хочу сегодня познакомить читателей с самым началом этого пути, когда никто, включая самого автора, не предполагал, каким мощным, трагическим и прекрасным он будет. Стихотворение студенческих лет, когда самым большим огорчением студиозусов была сорвавшаяся веселая вечеринка по причине банальной простуды.
Судьбе
Болен я — судьба несправедлива.
Да чего теперь уже пенять...
Стыдно всё ж, фортуна, некрасиво! —
Чтоб скопытить именно меня!
Почитал тебя, как изваянье,
Римскими словами называл.
Был я на судебных заседаньях,
Фортунато напрочь зачитал.
Помнишь, когда хвастался я в чём
Или собирался напроказить —
Я плевал чрез левое плечо
И шептал: «Тьфу-тьфу, меня не сглазить!»
Если ж кто тебя и проклинал,
Жалуясь на горькую судьбину, —
Я всегда в душе негодовал
С яростью, присущей бедуину.
А теперь — от насморка в слезах
Я лежу и в кашле, и в икоте.
Я б фортуне наплевал в глаза,
Коль она не женщина во плоти.
Стихотворение «Судьбе» в нарочито-возвышенном под влиянием стрептоцида стиле. Автор не гнался за оригинальностью, а просто так.
Листок с автографом хранится в ГКЦМ (Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке»), там его датируют предположительно 1957 - 1960 г. - периодом учебы в Школе-студии МХАТ.
Это был период капустников, когда Высоцкий в основном писал пародии-переделки на мотивы популярных и известных в то время песен и романсов. Потому не стоит искать здесь изысканных рифм и глубоких метафор (хотя и здесь можно отыскать зачатки будущих сложносоставных рифм). Также очень часто рифмованными строчками дело не ограничивалось, автор любил давать шуточные пояснения своим текстам. Так было и в этот раз. "Автор не гнался за оригинальностью, а просто так" пенял Фортуне на нелюбезность и несправедливость бытия "под влиянием стрептоцида". Может быть, абстрактно стихоплетством занимался, а может быть, реально болел и скучал, кто теперь скажет. Стихотворение опубликовано в томе "Молодость" многотомного собственного издания музея "Исследования и материалы". В комментариях составители пишут, что строка "Был я на судебных заседаньях" отражает личные впечатления Высоцкого от бракоразводного процесса матери и отчима, то есть предполагают, что это все же отражение реальной бытовой истории. Скорее всего, так и есть. Очень скоро Высоцкий начнет тяготиться необходимостью писать рифмованные тексты вместо стихов, но пока еще этот период не наступил.
Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и комментарии тоже лишними не будут. Дзен требует активности подписчиков.