Найти тему
Катехизис и Катарсис

В чём проблема итальянцев на войне

Итальянские войны, ключевой конфликт первой половины XVI века, носят такое название даже не столько из-за основного ТВД на Апеннинском полуострове (много важных событий случилось во Франции, воевали даже в Британии). Просто сама суть конфликта Габсбургов и Валуа - контроль над итальянскими землями. При этом говорят обычно о терциях, о французских жандармах, о ландскнехтах и швейцарцах. Тему, собственно, итальянских солдат поднимают несколько реже.

Это может показаться парадоксальным, учитывая всю романтику эпохи кондотьеров. В конце концов, с конфликтов в Италии и началась эра наёмных армий - ещё в конце Столетней войны (привет, Джон Хоквуд). К тому же, в Рунете всяко больше популяризаторов Италии, чем той же Испании. Но, если вдуматься...

Итальянцы в военном деле Позднего Средневековья и Ренессанса были, конечно, генераторами идей. Здесь и пики во главу угла поставили одними из первых, и базовые принципы терций испанцы открыто копировали, и идея ставки на лёгкую кавалерию, перевода всадников на вспомогательные роли - скорее, итальянская.

Но вот воплощение...

С воплощением у итальянцев далеко не всегда складывалось хорошо. Чаще - так себе. И это несмотря на колоссальный боевой опыт: вся история средневековой Италии - сплошная бесконечная война, плотность различных событий просто колоссальна.

Всё дело, конечно, в местных условиях. Одной идеи мало - её надо суметь как-то реализовать. Вот, взять вопрос организации крепкой пехоты, который ещё в XIV веке обрёл определённую актуальность, в XV стал более-менее очевидным всем, а уж в XVI - просто необходимостью. И что мы имеем?

У швейцарцев, несмотря на конфедеративное государственное устройство (кантоны), всё-таки имелось вполне однородное общество. Которое, по меньшей мере, уж против общего врага действовало преимущественно сообща. Никаких проблем с мобилизацией, если есть возможность заработать, а заодно насолить Габсбургам - которым швиссы к XVI веку подчинены лишь формально, фактически уже будучи почти независимыми.

Немцы были довольно сильно раздроблены, но всё-таки, власть императора значила пока многое. Это не XVIII век. Войска ландскнехтов всё-таки собирались довольно централизовано, и тот же Фрундсберг вполне имел возможность набрать более 10 тысяч человек. А это очень много по меркам шестнахи.

А у итальянцев с возможностями мобилизации, несмотря на плотное население, всё было печальнее - слишком не любят друг друга. Тот же Чезаре Борджа, при всех своих талантах и возможностях, далеко не всё задуманное в этом направлении сумел реализовать. А ведь он, метя в короли Италии, очень старался...

Вот и сложилась ситуация, когда итальянцы вроде как источник идей для новаторов вроде Гонсало Фернандеса де Кордовы - а по факту, в положении догоняющих. Причём догнать в полной мере так и не получится: на протяжении всех итальянских войн местные войска останутся на вспомогательных ролях. Даже, если речь идёт о великих людях вроде Банде Нере.

Размышляя об этом, невольно вспоминаешь беседу Петра I с пленными шведскими генералами после Полтавы - когда русский царь благодарил шведов за науку, а те бурчали по поводу своеобразной за это благодарности. Так бывает...

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат