Картина обладает добрым детским шармом, но скорее выглядит как недописанный черновик. Складывается впечатление, как это было в школе, что раньше прозвучал звонок, чем закончился урок. И режиссер Альфонсо Куарон, не успевший дописать контрольную, с грустным лицом двоечника сдал лист той самой злобной учительнице мисс Минчин и ушел рыдать в коридор.
«Маленькая принцесса» — это второй полнометражный и первый не-мексиканский фильм Альфонсо Куарона. Он рассказывает историю о маленькой девочке Саре и ее отношения с любящим отцом. Они живут в Индии, но однажды отца призывают на фронт Первой Мировой, и он вынужден отправить ее в Нью-Йорк — в частную школу-пансион для девочек, а сам уехать на войну.
Перед своим отъездом отец наставляет свою дочь, чтобы она никогда не теряла веру в волшебство и мужественно переносила все испытания в его отсутствие. Собственно, что она и делает, когда однажды все в ее жизни переворачивается вверх дном. Саре приходится собраться с силами и стерпеть лишения, которые на вряд ли потянет взрослый человек.
Эта сказка примечательна тем, что она — одновременно и про реальную жестокость жизни, и про чудеса. Скорее всего, ее посыл заключен в том, что первое настолько же реально, как и последнее. Вопрос заключается лишь в том, во что из них больше склонен верить человек... или к чему он больше привил себя.
Мне не хочется пересказывать весь сюжет, потому что он банален. Таких похожих друга на друга фильмов, снятых в 1990-е немало. Взять фильмы сестер-близняшек Олсен (например, «Двое: Я и моя тень»). Структурно построение сюжетной линии очень похоже — различается лишь антураж. Кто-то может со мной не согласиться, но я бы не назвал этот фильм авторским. В нем нет каких-то особенных черт, режиссерского почерка. Если бы в титрах не было указано имя режиссера, то иным способом и не догадаешься, что это он. Лично меня это очень разочаровывает.
Могу предположить, что «Маленькая принцесса» — это его первый фильм-попытка признания в любви к британской и американской культуре. В нем не ощущается никаких мексиканских культурных и национальных мотивов. Наоборот, он заимствует индийскую мифологию и приукрашивает ею сюжет.
Все бы хорошо, и Рамаяна — это действительно очень сильное произведение, отрывки которого рассказывает главная героиня. Но все это, на мой взгляд, как-то очень резко контрастирует. Британские по происхождению, судя по всему, главные герои (отец и дочь)... индийская мифология... и американская воспитательная частная школа. Чисто эстетически это слабо гармонирует между собой.
Эмоционально картина, конечно, пробирает. В фильме есть пара моментов, которые хочется разобрать на афоризмы. Например, фраза: «Все девочки — принцессы, и даже такая воображала, как ты» — которую можно взять за образец безобидного, но умеренно категоричного возражения. Но весь эффект этот, к сожалению, одноразовый.
Доброе потоковое кино того времени, справедливо отстаивающее нерушимость невинности детства, но в котором нет никаких авторских черт. Увы, совершенно никаких. Картина не для ценителя, но для любителя. Годится для уютного семейного вечера с маленькими детьми, особенно в нынешнюю осеннюю пору, когда кругом дожди и тучи. Но «Маленькой принцессе» не место в мировом пантеоне кинематографа.
Картина обладает добрым детским шармом, но скорее выглядит как недописанный черновик. Складывается впечатление, как это было в школе, что раньше прозвучал звонок, чем закончился урок. И режиссер Альфонсо Куарон, не успевший дописать контрольную, с грустным лицом двоечника сдал лист той самой злобной учительнице мисс Минчин и ушел рыдать в коридор.
Об этом можно судить хотя бы по тому, как в фильме сделаны спецэффекты (в эпизодах, когда Сара пересказывает одноклассницам Рамаяну). А они, мягко говоря, далеко не «огонь». Мне кажется, даже для 1990-х годов можно было справиться с ними лучше. Таков окончательный вердикт.