Товарный вид и потребительские свойства. Два понятия, которые мы очень часто слышим, особенно, если хотим отказаться от товара надлежащего качества, который нам не подошел по каким-либо причинам.
Статья 25 Закона о Защите прав потребителей нам говорит, что обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
А статья 26.1 Закона о защите прав потребителей говорит, что возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Но вот вопрос, что же это такое? К сожалению, расшифровку этих понятий нет в российском законодательстве.
Товарный вид.
Логично, что под товарным видом подразумевается вид товара, а значит, это внешний вид товара, его комплектующих, составных частей, прилагаемых документов и аксессуаров, конечно тех, что прилагаются в комплекте с товаром.
Очень много вопросов касается упаковки товара, должна она учитываться при определении товарного вида или нет, вопрос спорный, но решаемый. Как видно из статьи, то законодатель вообще не упоминает упаковку и не акцентирует на ней внимание и вот почему, упаковка бывает разная, есть та, которая подразумевает многократное ее вскрытие, есть коллекционная или подарочная упаковка, внешний вид которой должен быть идеальным, есть одноразовая упаковка, которая после вскрытия приходит в негодное состояние, например целлофан, которым упаковывают стиральные машины, однако, по мимо целлофана присутствуют и другие составляющие упаковки, такие как поддоны, пенопласт и картонные крышки и боковины.
Очень многие продавцы отказывают покупателям в возврате товара надлежащего качества. Мотивируя это тем, что покупатель уже пользовался товаром, при чем продавец даже не осматривал этот товар. Так вот, законодательство, не обозначает одним из условий, не позволяющих вернуть товар, пользование товаром.
Сохраненный товарный вид, это тот вид товара, в котором он был передан покупателю. Это одна из причин, почему при приеме товара необходимо фиксировать и обозначать все выявленные в товаре недостатки, включая упаковку, при условии, что вы решили принять товар в таком виде.
Под сохранением товарного вида, также понимается сохранение всех комплектующих и составных частей, всех прилагаемой документации. Если на товаре есть защитные пленки или другие средства дополнительной защиты от повреждений, то они тоже должны быть сохранены.
Потребительские свойства.
Что же это за потребительские свойства такие? Это те свойства, которые позволяют использовать товар по его прямому назначению, то есть возможность эксплуатировать изделие в соответствии с целями, для которых оно было изготовлено.
Если говорить в общем плане, то вы должны вернуть товар ровно в том виде, в котором его получили, он должен быть рабочим и годным к эксплуатации в тех целях, для которых был изготовлен и продан.
Что касается упаковки, то причина ее вскрытия не может быть основанием для отказа в возврате товара. Такой мотивацией продавец противоречит статье 484 Гражданского кодекса РФ, которая говорит, что Покупатель обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи.
А также, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи, покупатель обязан совершить действия, которые в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями необходимы с его стороны для обеспечения передачи и получения соответствующего товара.
А как можно принять товар, не проверив его упаковку, а также то, что доставленный товар соответствует заказанному и соответствует всем условиям заключенного с продавцом договора.
Если упаковка одноразовая, как целлофан у стиральной машины или предполагает возможности многократного вскрытия, например, коробка телевизора, то отказ в удовлетворении требования в возврате товара надлежащего качества будет нарушать ваши права потребителя. В случаях, когда упаковка подразумевает сохранение ее внешнего вида, то ее повреждение. Напротив, будет являться основанием для отказа в возврате денег.
Чуть не забыл напомнить.
Еще одно условие, на основании которого продавец может отказать вам в возврате денег за товар надлежащего качества, это, если товар имеет индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно вами.
Например, чашка с вашей фотографией или кубок, на котором была сделана гравировка указанного вами текста, или если вы заказали полку, которую собрали по предоставленным вами размерам.
То есть, если товар подходит только вам, то продавец может вам отказать в его возврате, при условии, что там нет недостатков и дефектов.
На этом у меня все. Не забывайте подписываться на канал, если статья вам понравилась, то буду благодарен за лайк.
С уважением, Кабанков Андрей.