Найти тему

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СТАРОМ ФИЛЬМЕ ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА


.

.

.

Фильм Волшебная сила искусства Наума Бирмана , по сценарию Драгунского кроме того, что состоит картина снятая в 1970 году из трех, и связанных, и несвязанных друг с другом лирических зарисовок, или лаконичных новелл, интересен и тем, что фильм не назовешь с какой либо стилистической однозначностью ни "фильмом для детей", ни "фильмом для взрослых", поскольку, картину можно смотреть и тем и другим . Самая детская - первая новелла, в которой дети на просмотре фильма Неуловимые мстители - обстреливают врагов из рогаток, прямо из зала кинотеатра, решив помочь любимым героям. Не смотря на то, что после их отчитывает директор школы за содеянное, дети нисколько не жалеют о случившимся, обсуждая после школы, кто более метко сразил из рогатки врага. Если в первой новелле (под названием "мстители из Второго В") - сама жизнь в образе детства вмешивается в искусство , во второй и третьей новелле, уже искусство вмешивается в жизнь, как наверное и происходит уже у взрослых, или взрослеющих людей. Да и в самом деле, где образуется граница меж жизнью и искусством, в каких случаях эта граница условна? Этого вопроса тайно касаются две следующие лирические новеллы, о которых речь пойдет ниже.



О ЛИРИЧЕСКОЙ НОВЕЛЛЕ ПОД НАЗВАНИЕМ "ЗДРАВСТВУЙ ПУШКИН"

.


.

.

Во второй новелле, под названием "Здравствуй Пушкин", неравнодушные друг к другу семиклассники Вова и Света - встретившись у памятника Пушкина , отправляются на школьный бал во дворце пионеров , но к их досаде, за ними увязываются их товарищи, оказавшиеся там же., и хотя, литературный бал был полузакрытый, (лишь для восьмиклассников ), дети нелегально проникают на праздник. Однако, у Вовы уводит его любимую Свету его же друг и одноклассник. Расстроенный Вова заедает стресс и психологическую фрустрацию большим количеством мороженного, в надежде охладить свой любовный пыл, но простужается и заболевает. Меж тем, Света ему пишет письмо, списанное с письма Татьяны Онегину, о чем Вова бы даже не догадался, если бы ему не подсказала о том его мама... Заболевший Вова даром времени не теряет и прочитывает роман Пушкина. Позднее Пушкин помирит Вову и Свету на следующей встрече, у того же самого памятника. Не смотря на то, что прошло всего две недели, два героя , (Вова и Света) повзрослели. Повзрослели даже не от первого запретного поцелуя, а от чтения Пушкина.


О ТРЕТЬЕЙ НОВЕЛЛЕ " ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА"

.

.

.

Наконец, третья заключительная новелла - это история из жизни взрослых, уже немолодых людей. Пожилая учительница случайно встретившая своего бывшего ученика, (его выразительно сыграл Аркадий Райкин) ставшего знаменитым артистом, признается ему в том, что в коммуналке, где она получила недавно комнату, наглые соседи Мордатенковы постоянно ущемляют учительницу в правах, вплоть до того, что выкинули ее кухонный столик...Артист под предлогом обмена приходит в квартиру любимой учительницы под видом дебошира -уголовника, еще и отлежавшего в психушке, и произносит недалеким соседям монолог , от которого соседи учительницы приходят в шок и ужас. Ужас их усиливается и сознанием того, что дебошир- их возможный будущий сосед, пришедший на место тихой беззащитной учительницы...После ухода дебошира, соседи извиняются перед учительницей, возвращают ей ее столик , и ведут себя уже по человечески. Впрочем, сам этот монолог Аркадия Райкина стоит увидеть и услышать.
__________

P. S.

.

Посмотрел эту картину по телеканалу Спас, буквально на днях...Советская эпоха была с одной стороны по ленински идеологичной, а с другой стороны - по пушкински поэтичной, даже наверное романтичной.