Игра – это доступный ребенку путь интенсивного развития потребностей в общении и познании. Она рождается в процессе развития и усложнения познавательных процессов и общения у ребенка.
Играя, ребенок подготавливается к жизни. У него возникает потребность разыгрывать именно те действия, которые для него новы, они еще не стали привычными. Получается, что в процессе игры он развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, ребенок «играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет».
На этапе выбора ролей, сюжетов, их реализации, при отборе партнеров для игры ребенок учится:
1️⃣общению,
2️⃣творческому воображению,
3️⃣произвольному управлению своими действиями,
4️⃣сопереживанию,
5️⃣развивает познавательные процессы.
Важная роль игры в развитии ребенка состоит в том, что он воспроизводит взаимоотношения взрослых и детей, и, в соответствии с ролью, сюжетом, игровыми правилами строит свои отношения с другими людьми. В одних играх он выполняет роль сына или дочери, подчиняясь требованиям «отца» или «матери», а в других — играет роль учителя, воспроизводя совсем другие способы общения.
В игре происходит активное овладение всеми средствами общения, умением строить свои отношения с детьми в игровых ситуациях в соответствии с ролью.
В игре ребенок ничем не ограничен, он может воспроизводить в ней все, что его окружает, от различных форм поведения, до видов деятельности (учебной, трудовой, профессиональной).
Надо помнить, что в игре ребенок может усваивать и хорошее, и плохое. Если в игре проигрываются негативные стороны семейных отношений, то такая игра не будет иметь позитивного значения.