Найти тему
Mitya

Мандукья. Сравнительное исследование медитации и созерцания.

Ом — тончайший и прекраснейший слог для сосредоточения ума и превращения его в однонаправленный и обращенным внутрь. Он используется для медитации теми, кто полностью отказался от своих желаний мирских забот и удовольствий и не ищет ничего, кроме просветления. Наставники также передают знание многих великих утверждений Упанишад, называемых махавакьями, ученикам для практики созерцания.

Барьеры, создаваемые умом, чувствами и объектами чувств, затемняют видение стремящегося. Пока ум продолжает взаимодействовать с чувствами, его рассеивающая природа не может быть взята под контроль. Ум, по-видимому, имеет двойственную природу: либо он действует с помощью органов чувств во внешнем мире, либо вспоминает впечатления, хранящиеся в бессознательном уме. Через садхану ум использует центр фокусировки, чтобы его не беспокоила его направленность к выходу или привычка вспоминать уже накопленные впечатления. Таким образом, добровольное устранение ощущений становится одним из основных шагов садханы. Когда присутствуют желания получения мирских объектов, стремящийся может легко отвлечь ум от объектов мира и постепенно приучить его не рассеиваться чувственными восприятиями.

Тогда ум не отвлекается и не искажается и способен практиковать созерцание и медитацию.

Затем можно научить ум концентрироваться на звуке Ом до тех пор, пока он не станет бессознательной привычкой и частью жизни стремящегося. Постоянная джапа ведет к состоянию аджапа-джапы, в котором человек постоянно помнит Ом. Это состояние ума можно культивировать, осознавая слог Ом даже во время выполнения своих повседневных обязанностей. Стремящихся, практикующих Ом таким образом, не беспокоят жизненные невзгоды, потому что они создали внутреннее убежище для ума. Если такой центр ума не культивируется, он рассеивается с постоянными отвлечениями чувственных восприятий и приходящим потоком мыслей, чувств и желаний, которые уже находятся в хранилище памяти, бессознательном уме. Когда стремящийся учится медитировать на Ом, сознательный ум обретает потрясающую способность концентрироваться, и все способности ума функционируют скоординированным образом. С философской точки зрения ум понимается в четырех основных модификациях (антах-карана чатуштая). Медитация делает их хорошо скоординированными, и в их функционировании царит совершенная гармония. Это делается для того, чтобы попытаться направить весь нерассеянный ум на проникновение в те уровни сознания, которые обычно не известны обычному уму.

Медитация и созерцание — две разные техники, но они дополняют друг друга. Медитация — это определенный метод тренировки себя на всех уровнях — тела, дыхания, сознательного ума и бессознательного ума, — в то время как созерцание строит определенную философию. Без поддержки твердой философии метод медитации не ведет к более высоким измерениям сознания. Созерцание позволяет осознать существование Реальности, но Реальность можно испытать только с помощью более высоких техник медитации. В системе Веданты используются и медитация, и созерцание. Когда стремящийся устает от медитации из-за недостатка выносливости, тогда он размышляет о махавакьях и изучает те писания, которые помогают на пути Самореализации и просветления. Созерцание, вичара, дополняет ведантический способ медитации, дхьяну.

В философии Веданты существует определенный метод созерцания. Обычно ум остается занятым диалогом с самим собой, запутавшись в паутине своих мыслительных паттернов. Из-за желаний, чувств и эмоций в психической жизни человека возникают неуправляемые конфликты. Но ведантистский способ созерцания преображает всю личность стремящегося, ибо утверждения, махавакья, данные учителем, вызывают динамическое изменение ценностей его жизни. Эти утверждения компактны, сжаты и заумны, и их невозможно понять без помощи наставника, который полностью знаком с Священными Писаниями и этими краткими текстами. Только реализованный учитель может передать глубину такого знания ясным языком. Мысли, чувства и желания, которые когда-то были важны для стремящегося, теряют свою ценность, поскольку у него есть только одна цель, которую нужно достичь. Слава созерцания приносит динамическую трансформацию во внутренние состояния стремящегося. Это представляется очень необходимым, ибо то, что создает преграду или становится преградой для ученика, теряет свою силу благодаря силе созерцания, преобразующей все его внутренние состояния.

Во-первых, стремящийся внимательно слушает изречения Упанишад от наставника, который все время находится в сознании Брахмана. На втором этапе он практикует вичару (созерцание), что означает, что он проникает в глубины великих изречений и решает практиковать их умом, действием и речью. Однонаправленная преданность, полная решимость и самоотверженность ведут его к более высокой ступени, называемой нидидхьясана. Здесь он приобретает всестороннее знание Абсолютной Истины. Но он ещё не достиг последней ступени сознания, ведущей его к прямому осознанию одной самосущей Истины без второй. Высшее состояние созерцания называется сакшаткара. В этом состоянии восприятие и осмысление находятся в полном согласии, и все сомнения на всех уровнях понимания исчезают навсегда. На этой высоте знания истина открывается стремящемуся, и достигается совершенное осознание: «Я есть Атман — я есть Брахман». Это состояние адвайты достигается в процессе созерцания.

Медитация играет совершенно другую роль и помогает стремящемуся сделать свой ум однонаправленным, обращенным внутрь и устойчивым. Стабильность и неподвижность практикуются с самого начала в этом медитативном методе. Метод сидения, метод дыхания, метод концентрации и метод непрерывного течения сосредоточенного ума — это последующие шаги, помогающие стремящемуся расширить свои способности, чтобы он мог созерцать, не отвлекаясь.