Я не собираюсь рассказывать вам об истории Pink Floyd, только напомню о том, что вы уже знаете и... И в начале рецензии подброшу вам толику интриги про «чудо инженерной мысли».
"Полное блюдце секретов - A Saucerful Of Secrets" был вторым альбомом, который выпустили Pink Floyd. Его особенность в том, что здесь Сид Барретт записал свою последнюю совместную работу перед тем, как его выгнали из группы. Так что это переходная работа. По этой причине, что тут в музыке находится «рядом с психоделией Барретта», а что только «осталось от безумия Барретта», я не знаю, но в чём я уверен, так это в том, что этот альбом изменил историю музыки и сердца поклонников «Флойд».
Исполнитель: Pink Floyd - A Saucerful Of Secrets (1968, психоделия, art-rock)
Отличие от их дебютного альбома в том, что здесь к альбому был добавлен новый штрих – гитара и вокал Дэвида Гилмора. Он присоединился к группе, чтобы создать рок и более матёрое, мастерское звучание, которое мы ещё не оценим в этом альбоме в полной мере, потому что в нём всё ещё присутствует психоделический и кислотный ЛСД-барреттовский звук, но в любом случае мы можем заметить здесь новые идеи и новое предвидение будущего Великой группы.
Pink Floyd "A Saucerful Of Secrets" (1968)
1. Let There Be More Light (5:38)
2. Remember a Day (4:33)
3. Set the Controls for the Heart of the Sun (5:28)
4. Corporal Clegg (4:12)
5. A Saucerful of Secrets (11:57)
a) Something Else
b) Syncopated Pandemonium
c) Storm Signal
d) Celestial Voices
6. See-Saw (4:36)
7. Jugband Blues (2:59)
Total Time 39:23
ВИА:
Syd Barrett - acoustic & slide guitar (2), guitar (3, 7), lead vocals (7)
David Gilmour - guitar & kazoo (1,3-6), vocals (1, 4), voice (5)
Richard Wright - organ, piano, Mellotron, vibraphone, xylophone, tin whistle (7), lead vocals (2, 6), vocals (1, 4), voice (5)
Roger Waters - bass, percussion, lead vocals (3), vocals (1)
Nick Mason - drums, percussion, vocals (4), kazoo (7)
Вместе с:
Norman Smith – drums and backing vocals on "Remember a Day"
International Staff Band (Salvation Army) - brass band:
Ray Bowes (cornet)
Terry Camsey (cornet)
Mac Carter (trombone)
Les Condon (E bass)
Maurice Cooper (Euphonium)
Ian Hankey (trombone)
George Whittingham (B bass)
and one other in "Jugband Blues"
The Stanley Myers Orchestra- brass (4)
Производство – Art Work: Hipgnosis, Producer – Norman Smith
LP: Columbia (SX 6258) 1968, UK, Mono release
LP: Columbia (SCX 6258) 1968, UK, Stereo release
CD: EMI (CDP 7 46383 2) 1988
CD: EMI (CDEMD 1063) 1994, Remastered by Doug Sax w/ James Guthrie
Семь треков были включены в этот замечательный альбом. Начинается программа с великолепной атмосферной и мрачной песни под названием "Let There Be More Light - Да будет больше света", которую можно узнать по гитарному риффу в самом начале песни, затем он начинает затихать и появляется вокал. Это отличная песня для вступления к альбому. Лично мне эта песня очень нравится, так как она, как крепкий орешек предвещает – дальше будет ещё интереснее, загадочнее, нестандартнее и ещё больше света, как перед рассветом. Даже больше скажу: «Да будет свет» впервые осветила меня в мае 1983 году и до сих пор дарит надежду на светлое будущее.
Я не буду пересматривать все песни, но расскажу вам о некоторых из них.
"Запомни день - Remember a Day" - это трек, который был написан Ричардом Райтом и, хотите верьте, хотите нет, в нём есть его особый почерк, помимо его вокала, в нём ещё есть раннее звучание органа для хиппи в духе «peace and love – всем бобра, мира и любви».
"Set the Controls for the Heart of the Sun – Установите контроль за сердцем Солнца" – какой поклонник Pink Floyd, не знает эту классическую песню с загадочным текстом и медитативной атмосферой? Когда вы в очередной раз погрузитесь в философские раздумья о том, как выполнить призыв Уотерса, чтобы проконтролировать пульс нашего светила, обратите внимание на барабаны. В их ритме подсказка.
"A Saucerful of Secrets – Полное блюдце секретов", возможно, самая безумная из всех инструментальных пьес, с удивительным вокализом от Гилмора в конце дикого буйства секретов, уместившихся на блюдце во время спиритического сеанса. Примите всё, что там найдёте, как свою судьбу.
Последняя песня является последним штрихом и композицией Сида Баррета во время его пребывания в Pink Floyd. "Jugband Blues" соткан из его собственного безумия стиля, который он выработал до и во время их дебютного альбома. И мне тоже чертовски нравится этот «барреттовский блюз».
Я действительно люблю «Блюдце с секретами» и считаю, что вы можете отлично провести время, слушая его, независимо от того, являетесь ли вы поклонником Floyd или, лучше сказать, ранним поклонником Floyd.
Поэтому перед тем, как перейти к анализу стереозвука во время трансформации его в 5.1, я попробую проанализировать некоторые аспекты арт\прог-рока в связи с влиянием на них раннего творчества Великой группы.
Конечно, я буду далёк от полного объяснения того, почему психоделический рок в наши дни вновь занимает значительное место в прог-сообществе. Я скорее расскажу о том, почему я считаю этот альбом и его предшественника, "The Piper at the Gates of Dawn– Трубача у врат зари", взрывами, которые породили прогрессивный рок.
Во-первых, тогда, в 1967 году, первая продукция группы была занесена в каталог "неисправимо резкая и бессмысленная", который, по правде говоря, был водяным знаком прог-рока. В том же году группа сочинила и аранжировала три из семи песен, содержащихся в "A Saucerful of Secrets., Они не были включены в "The Piper at the Gates of Dawn" из-за неудобств и финансовых трудностей, с которыми в те дни сталкивались звукозаписывающие лейблы.
Из-за указанных проблем «Пинк Флойд» записали свои синглы частично и неравномерно с разными музыкальными издателями, согласившихся работать с группой. Понятно, что это был поиск более подходящих условий. Порядок записанных песен таков: "Remember a Day", "Set the Controls for the Heart of the Sun" и "Jugband Blues" осуществились с Westminster Music Ltd., и остальные с Lupus Music Ltd. в 1968 году.
В конце концов, группа преподнесла музыкальной индустрии "Блюдце, полное секретов", чтобы раскачать как на качелях интерес и поднять с земли "The Piper at the Gates of Dawn". Звукозаписывающие компании дали группе справедливое признание и боролись за то, кто первым заставит квартет подписать новый контракт на запись.
Во-вторых, и помимо бесконечных дискуссий на тему "какая была первая прог-группа в истории?", я просто ограничусь изложением причин, по которым я считаю их отцами прог-рока.
Возможно, в 1966 году некоторые группы, апеллировавшие к прог-року, выпустили тот или иной сингл раньше, чем «Пинк Флойд», но это не означало, что эти группы тут же вышли маршем под знаменем прогрессивного рока и рассматривать их как предшественников нельзя. На их фоне, только «Пинк Флойд» задали основу и параметры, исходя из которых рок должен был рассматриваться как прогрессивный или нет. И они всё ещё делали это, независимо от того, прошло ли более десяти лет с момента их первого студийного релиза или за год до своего самого последнего. То есть настойчиво.
Группа, которой в самом начале руководил Сид Барретт, а затем Роджер Уотерс и Дэвид Гилмор перед распадом, перманентно предлагала и создавала новые музыкальные тенденции.
Настоящие ценители всего творчества, не зацикленные только на 1973, 1975, 1977 и 1979 годах, подтвердят, что "A Saucerful of Secrets" содержит квинтэссенцию, чистую сущность группы и ключевые приёмы для создания таких шедевров, как "Meddle", "The Dark Side of the Moon", "Wish You Were Here", "Animals". Все они, ставшие классикой, были созданы в соответствии с первоначальными установками психоделического рока, на которых была основана эта английская группа Сида Барретта.
А сейчас, с чистым сердцем, я могу перейти к магии звукозаписи. Мы все прекрасно слышим, каким же чудным, удивительно дерзким получился звук даже в стерео.
1. Баланс. Плавающий, совместно со звуковым полем.
2. Статика. Радикальная, похожая на квадрафонию 70-х: в каждом углу играет что-то своё, отчётливо и громко - ударные, гитары, клавишные, вокалы.
3. Динамика. В каждой композиции плавают вокалы, солирующие инструменты и ударные то из тыла во фронт, то наоборот, то кругами.
Вывод.
Данный ап-микс – совершенно удивительное доказательство того, что стерео может звучать наравне c топовыми ремиксами. И всё дело, конечно, в стерео-балансах, которые подвергались экстремальным регулировкам.
Конечно, эти радикальные выкрутасы, гоняющие звук по всей стереобазе, делались чтобы позабавить слушателя конца 60-х и показать крутость стерео-сведения по сравнению с моно 1.0 , которое уверенно конкурировало с 2.0. Пластиночки с моно всё ещё записывали даже битлы и были тому рады.
Но едва ли знал инженер о том, какую услугу он сделал для нас – слушателей 21 века, продолжающих наслаждаться сделанным им объёмным звуком уже на новом, высшем уровне. Ибо это десять девять полноценных баллов! На самом деле он предвосхитил появление квадра-звука. Если мы никогда не дождёмся официального ремикса в 5.1, знайте - ответ в хорошем расширении звука до пяти каналов прячется в ресивере Denon AVR-X4700H.
Остаётся загадкой, почему инженеры тогда не смесили квадрафонию 4.0. А то ж, до сих пор, полвека+ спустя, нет-нет, а найдётся бородатый аксакал, придёт и будет гордо учить нас слушать "Пинк Флойд" в моно, ибо это кошерно. Вот эту картиночку нам покажет в доказательство:
Плакать будем или смеяться?
Резюме.
"A Saucerful of Secrets" - очень недооценённый альбом. Такие произведения, как "Set the Controls for the Heart of the Sun", до сих пор вспоминаются нам не только в связи с тем, что мы относим «Пинк Флойд» к определённому этапу их успешной карьеры, но и в сборниках, концертных, ремастированных альбомах, доказывая, что они превалируют независимо от того, сколько лет они несут на своих плечах.
В конце концов, отличный альбом, который, безусловно, на много шагов опередил современные музыкальные достижения и стал несравненным произведением искусства. Мастерски интерпретированный, он также стал ярким ориентиром для многих начинающих групп арт-прог-рока. Это «Пинк Флойд» в лучшем виде.
Диск тестировался с помощью:
Ресивер: Denon AVR-X4700H
Ап-миксер (up-mixer): Music / Movie: Multi-Chanel Stereo
Σ = 9
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 12 серия: Eloy "Time To Turn" (1982)
Hawkwind "Warrior On The Edge Of Time" DVD-Audio 5.1: Воин на распутье
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 26 серия: Pink Floyd "Obscured By Clouds" (1972)
Pink Floyd "Atom Heart Mother" Blu-ray 4.0: Quadra-тная корова
Marillion "Clutching At Straws" Blu-ray 5.1: Белый русский
Barclay James Harvest "Octoberon" DVD DTS 5.1: Сказочная красота
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!