Найти тему
🅱🅰🅿🅷🅾🅼🅸🆃

Мандукья Упанишада. Шлока 6.

Тот, кто испытывает эти состояния сознания, является управителем всего. Этот стоящие всезнания; этот состояние управляет всем изнутри. Это утроба всего. Все вещи происходят из неё и растворяются в ней.

Когда в медитации и созерцании стремящийся переживает постепенные и прогрессивные шаги раскрытия через реальности бодрствования, сновидения и глубокого сна, он приходит к пониманию, что он не раскрыл себя до такой степени, в которой он может постичь знание этих трех состояний вместе. Чтобы достичь совокупного понимания всех этих состояний, он добирается до более высокого уровня, точно так же, как альпинист, взбирающийся на вершину горы, может иметь всеобъемлющее видение того, что наверху, внизу и позади гор. Достигнув турии, или четвертого состояния сознания, стремящийся может наблюдать три состояния сознания по отдельности и совокупно вместе. Когда человек испытывает все состояния сознания, он утверждает себя в своей сущностной природе — Чистом Сознании — и осознает, что он всезнающий. Затем он приобретает знание того, что Чистое Сознание течет по разным степеням и уровням, называемым бодрствованием, сновидением и глубоким сном. Эти состояния или виды сознания возникли из своего источника, турии, и в конце концов растворились в нем. Однако природа Чистого Сознания, которая существует сама по себе, никогда не меняется. Оно вечно, бесконечно и неизменно.

Когда стремящийся укрепляет свою практику медитации и созерцания и учится анализировать и разрешать все свои желания, мысли и чувства посредством практики йога-нидры, он достигает состояния, в котором он сознательно учится погружать свой ум в глубокий покой. Йога-нидра не может быть переведена ни на какой другой язык, но для удобства современных изучающих ее называют «йогическим сном» или «сном без сна». Это состояние сознательного сна, в котором ученик находится в глубоком сне, но остается в полном сознании. Только развитые ум, полностью сознательный и использующий методы медитации и созерцания, достигает этого состояния. Йога-нидра — очень полезный способ насладиться управляемым сном, непохожим на обычный сон. Йоги используют эту технику как для сна, так и для медитации, поэтому она называется йога-нидра. Йога-нидра — это продвинутая практика, которая может помочь ученику избавиться от лени и инертности, которые являются злейшими врагами ученика и время от времени мешают его прогрессу. Качество отдыха, которое человек получает с помощью этого метода, полностью отличается от того, что достигается с помощью обычного сна. Йога-нидра — это восстанавливающее упражнение, которое дает полный отдых уму, мозгу, нервной системе, чувствам и телу. Кроме как с помощью медитации и йога-нидры нельзя по другому дать отдых всему уму. Как тело, мозг и сознательный разум нуждаются в отдыхе, так и бессознательный разум нуждается в отдыхе. До сих пор не обнаружено ни лекарства, ни научной или физической техники, которая дает отдых бессознательной части ума, за исключением техники йога-нидры.

Йога-нидра отличается от сна тем, что сон дает лишь частичный отдых и потому, что во сне человек отстраняется от своего сознания и становится бессознательным. Йога-нидра отличается от медитации тем, что в медитации не ищут сознательного осознания состояния глубокого сна. Современному уму несколько трудно постигнуть все уровни своего внутреннего существа и достичь цели медитации. Во время медитации человек учится практиковать устойчивую и удобную медитативную позу, но в йога-нидре рекомендуется только поза трупа (шавасана). Йога-нидра поддерживает и укрепляет медитативную технику. Глубокая медитация помогает уму достичь однонаправленности, а созерцание приводит к состоянию постоянного осознания.

Йога-нидра имеет огромные преимущества и может быть использована для изучения тонкости жизни. Измерения жизни, которые не исследуются во время бодрствования, сновидений и глубокого сна, можно исследовать с помощью йога-нидры или путем достижения четвертого состояния. Интересно отметить, что границы бодрствования, сновидения и глубокого сна не исследованы и не поняты. Никто не практикует в достаточной степени, чтобы исследовать эти границы, потому что исследователи, похоже, заинтересованы в изучении только мира объектов, грубых моделей мышления и символов. Но также важно исследовать процесс, посредством которого бодрствующий разум соскальзывает в состояние сновидения, а затем погружается в глубокий сон. Трудно изучить, как сознательный ум отстраняется и становится на колени бессознательного состояния; это можно сделать только практикуя йога-нидру. В этой практике ученик учится наблюдать за своим телом, добровольно удаляя свой сознательный разум. Ученик сначала учится тренировать свою силу воли, укрепляя свою решимость (санкальпа-шакти), а затем решает добровольно перейти в состояние глубокого сна и вернуться в полностью сознательное состояние в соответствии со своей волей. Внимательная бдительность и наблюдательность приводят ученика к изучению приходящих мыслей из бессознательного. Йоги вспоминают все свои самскары, наблюдают за ними, исследуют и даже выбирают и отвергают их в соответствии со своими потребностями. Те модели мышления, которые беспокоят, йоги отвергают, а полезные укрепляют. Многие изучающие оккультные и психические явления могут случайно коснуться этого состояния ума, но они не знают точного способа повторного переживания того же состояния, и они не могут многократно вспоминать это переживание. Глубокое изучение этих трех состояний — бодрствования, сновидения и сна — показывает, что с помощью и практикой йога-нидры можно выйти за пределы всех уровней бессознательного.

Практикум


Йога-нидра — это простой метод, состоящий из нескольких дыхательных и умственных упражнений. Чтобы практиковать её, лягте на спину в тихом и спокойном месте в позу трупа (Шавасана), используя подушку и накрывшись одеялом. Поверхность должна быть твердой, а подушка – мягкой. Начните делать диафрагмальное дыхание. После двадцати вдохов и выдохов почувствуйте, как будто вы вдыхаете, визуализируя приходящую океанскую волну, и выдыхаете, опустошая себя вместе с волной, возвращающейся в океан. После десяти-пятнадцати вдохов и выдохов следует тщательно выполнить саваятру или упражнение «61 точка».

См.описание саваятры далее, упражнение 61 точка, а также применение этого упражнения в качестве метода интуитивной диагностики для отдельных ситуаций и для профессионального применения психологами, врачами и консультантами.

Тогда научись избавляться от мыслей, чувств и желаний, но смотри, чтобы не прикасаться к краю сна. Пространство по середине грудной клетки, называемое анахата-чакрой, является центром, в котором ум отдыхает во время этой практики. Ум должен быть сосредоточен только на вдохе и выдохе. Во время выдоха разум и дыхание идеально координируются. Ум наблюдает, что вдох и выдох функционируют гармонично. Когда дыхание не проходит через напряжение рывков и поверхностности, и нет неосознанного расширения паузы между вдохом и выдохом, тогда устанавливается гармония. Новички, из-за отсутствия практики, попадают в ловушку инерции, и в большинстве случаев они находятся на грани сна. Этого следует избегать во всех случаях. В этом состоянии не следует продолжать практику, а следует просто проснуться и повторить тот же процесс на следующий день. Эту практику очищения себя и сосредоточения на дыхании не следует продолжать более десяти минут в начале, и ее не следует практиковать чаще одного раза в день, поскольку ум имеет привычку повторять свой опыт как бессознательно, так и сознательно. При формировании привычки следует буквально следовать регулярности, пунктуальности и систематическому способу практики.