Найти тему
Mitya

Мандукья Упанишада. Шлока 4.

Второй аспект — это состояние сновидения, тайджаса. В этом состоянии сознание обращено внутрь. Оно также имеет семь инструментов и девятнадцать каналов, по которым переживаются тонкие ментальные впечатления.

В состоянии сна (тайджаса) ум внутренне осознает и вспоминает тонкие впечатления предыдущего опыта, хранящиеся в бессознательном уме. Также говорят, что состояние сознания в сновидении имеет семь инструментов и девятнадцать каналов, потому что во сне ум создает объекты наслаждения, как они находятся во внешнем мире, и наслаждается ими, как если бы он был в состоянии бодрствования. В сновидении ум пытается воссоздать все объекты, которыми он не мог наслаждаться во время бодрствования, и таким образом он пытается удовлетворить подавленные и неудовлетворенные желания. Под влиянием невежества и желания это состояние переживается так, как если бы оно было реальным.

В состоянии бодрствования ум использует чувства для восприятия объектов мира и использует их для интерпретации различных типов объектов. Но в состоянии сновидения ум отдалился от органов чувств, и поэтому поток впечатлений, хранившихся в бессознательном уме во время бодрствования, выходит вперед. Сновидец видит сны неспроста: есть ещё желания, которые нужно исполнить. Когда тело и сознательный ум отдыхают, внезапно из хранилища достойного, недостатков и воспоминаний вырываются впечатления, скрытые в бессознательном, из за недостатка удовлетворения этих желаний. Итак, ум создает образ объекта, чтобы исполнить это желание. Это природа, функционирование, красота того, как устроено человеческое существо. Если человек не может исполнить желание в реальности бодрствования, сны исполняют его в реальности сновидения.

В состоянии бодрствования человек отбрасывает все свои неисполненные желания и держит их в ожидании. Подобно тому, как человек складывает бумаги на своем столе, желания накапливаются в его бессознательном, и поэтому во сне все они проявляются. Затем, точно так же, как секретарь приносит все стопки бумаг и избавляется от них, точно так же любое желание, оставшееся неисполненным, исполняется во время состояния сна. Желания, которые не исполняются в бодрствующем состоянии, исполняются в состоянии сна. Но сновидец все еще не удовлетворен, когда он просыпается, потому что, когда он возвращается к реальности состояния бодрствования, он забывает реальность состояния сновидения. Если сновидец остается в состоянии сна, он может сам осуществить все свои желания. Если сновидец чего-то хочет, это будет с ним; его желания могут создать все, что ему нужно. Разница в том, что в бодрствующем состоянии человек использует органы чувств для сбора данных из внешнего мира, а в сновидении вспоминает опыт прошлого.

Мысли, желания и чувства, которые хотят быть удовлетворенными во внешнем мире, но не удовлетворяются, выражаются в состоянии сновидения. Это считается терапевтическим, и поэтому на протяжении всей истории состояние сновидения считалось полезным для сознания. Хотя сны могут быть не важны сами по себе, они полезны как средство передачи информации бодрствующему сознанию. Поскольку бодрствующее сознание отфильтровывает большую часть полезной информации, поступающей через органы чувств, память и экстрасенсорное восприятие, бодрствующее сознание использует сновидения для получения доступа к некоторой части этой информации.

В состоянии сновидения человек обрабатывает переживания способом, который психоаналитики назвали функционированием первичного процесса. Здесь символы используются для выражения многогранных аспектов опыта, а сознание не ограничено временем, пространством и причинностью. В состоянии сновидения причинная и временная логика заменяется символическим выражением.

Сознание сновидения дополняет бодрствующее сознание, но, как правило, многие люди не установливают никакой связи между состояниями бодрствования и сновидения. Хотя современная наука показала, что почти каждый человек видит сны несколько раз за ночь, многие люди не осознают, что видели сны, когда просыпаются. Они подобны раздвоенным личностям, живущим одним существованием днем ​​и другим ночью, причем двое остаются в значительной степени неизвестными друг другу. Существуют различные способы установления связи между этими двумя режимами сознания. Некоторые люди частично интегрировали два состояния, вспоминая или анализируя аспекты своих снов в состоянии бодрствования и привнося свое самосознание и саморегуляцию в состояние сна.