Найти тему
Mitya

Мандукья Упанишада. Шлока 3.

Первый аспект — это бодрствующее состояние, вайшванара. В этом состоянии сознание обращено к внешнему. С помощью семи инструментов и девятнадцати каналов оно познает грубый мир события и явлений.

Сознание в состоянии бодрствования (вайшванара) ощущает объекты внешнего мира. Это состояние сознания, которое отождествляет себя с физической и пранической оболочками. Его семь инструментов — это пять элементов (земля, вода, огонь, воздух и эфир), дыхание и эго, которое отождествляет себя с телом. Его девятнадцать каналов — это пять активных органов действий (голос, руки, ноги, орган выделения и орган размножения); пять когнитивных чувств (слух, осязание, зрение, вкус и обоняние); пять пран (прана, апана, самана, удана и вьяна); и четыре антах-караны, или внутренние инструменты (ум, эго, интеллект и читта — хранилище воспоминаний).

В современной психологии состояния сновидения и глубокого сна считаются бессознательными состояниями, но психология Веданты объясняет, что на самом деле они не бессознательны для йогов, которые могут достичь сознательного доступа к состояниям сновидения и глубокого сна.

Бодрствование — это такое состояние ума, в котором человек продолжает осознавать свою деятельность во внешней среде и объекты мира. Состояние бодрствования — это состояние сознания субъекта/объекта. Этот вид сознания дуалистический — человек воспринимает себя как субъект, а всё остальное — как объект. В бодрствующем сознании эго, одна из модификаций ума, ощущает себя как сознательный субъект. Таким образом, он приводится в самоопределение и выделяется как фигура, а предметы остаются фоном. Появление эго как маленького острова, на котором можно стоять, является важным шагом в эволюции самосознания. Эго позволяет человеку осознавать себя, но своя сущность, которую человек осознает, чрезвычайно ограничена. Человек ощущает границу вокруг себя, отделение от объектов, которые он испытывает. Это приводит к ощущению разделения или отчужденности от других или от своего окружения.

В бодрствующем состоянии сознания человек обрабатывает ощущения способом, который психоаналитики назвали функционированием вторичного процесса. Здесь подавляющее большинство информации, поступающей из внешней среды и из собственной памяти, фильтруется эго. Таким образом, большая часть информации может быть проигнорирована из-за узкого внимания эго к своей собственной идентификации и заботам. Бодрствующее сознание еще более ограничено рамками времени, пространства и причинно-следственной связи. В этом режиме сознания только часть потенциала доступна для сознательного опыта и использования.

Важно отметить, что сама по себе бодрствующая реальность не помогает раскрыть человеческое сознание. Когда реальность сновидения полностью понята, человек осознает, что состояние сновидения более тонкое, чем состояние бодрствования. Сегодня психологи пытаются проанализировать и понять состояние сновидения с терапевтической точки зрения. Но когда человек исследует состояние сновидения через непосредственный опыт, используя сознательный метод медитации, он может всесторонне понять реальность состояния сновидения. Состояние сновидения может расширить поле знаний стремящегося, если он знает, как стать свидетелем сновидения. В то же время он может наблюдать за всеми символами, идеями, фантазиями, воображениями, впечатлениями, воспоминаниями, вытеснениями и подавлениями, исходящими из хранилища бессознательного ума. Поняв реальность сновидения, можно понять и реальность бодрствования. Если человек чего-то не видел, не слышал, не представлял, не думал, не читал, он не может об этом мечтать. В состоянии бодрствования нельзя выйти за пределы сферы знаний, полученных во время бодрствования.

Таким образом, анализ состояния сновидения означает также понимание состояния бодрствования. Но, поняв только состояние бодрствования, нельзя понять состояние сновидения.