Первый аспект — это бодрствующее состояние, вайшванара. В этом состоянии сознание обращено к внешнему. С помощью семи инструментов и девятнадцати каналов оно познает грубый мир события и явлений. Сознание в состоянии бодрствования (вайшванара) ощущает объекты внешнего мира. Это состояние сознания, которое отождествляет себя с физической и пранической оболочками. Его семь инструментов — это пять элементов (земля, вода, огонь, воздух и эфир), дыхание и эго, которое отождествляет себя с телом. Его девятнадцать каналов — это пять активных органов действий (голос, руки, ноги, орган выделения и орган размножения); пять когнитивных чувств (слух, осязание, зрение, вкус и обоняние); пять пран (прана, апана, самана, удана и вьяна); и четыре антах-караны, или внутренние инструменты (ум, эго, интеллект и читта — хранилище воспоминаний).
В современной психологии состояния сновидения и глубокого сна считаются бессознательными состояниями, но психология Веданты объясняет, что на самом деле они не бе