Изучение литературы у меня, например, вызывает не самые приятные воспоминания. Причем читать я любила. И многие произведения прочитала раньше, чем их "прошла" в школе.
Но самые "любимые" моменты связаны как раз с биографиями авторов.
Невозможно понять произведение, не поняв эпоху, когда оно написано?
Да, эту причину называют часто. И правда, многие произведения начинают звучать совсем по-иному в контексте исторических событий. А некоторые вещи и совсем невозможно понять, если не знаешь обычаев тех времен, когда они созданы (или тех времен, которые описываются).
А не лучше ли наоборот? Через произведение понимать историю?
Я ничего не знала о Франции, Людовике, кардинале Ришелье, когда начала читать "Трех мушкетеров". Но в книге есть сноски с пояснениями, многое становится понятно из контекста. И после прочтения книги история Франции была уже не такой отделенной и занудной. Наоборот, те фрагменты всемирной истории, которые включены в школьную программу и относились ко времени действия романа Дюма, показались знакомыми, ожили, заиграли!
Не без нюансов, конечно...
Так, я читала роман "Три мушкетера" в советском издании. И до последних лет была уверена, что лилия на плече миледи - это клеймо, которым метили воровку. Такое объяснение было в моей книге. И только недавно "дошло", что этот символ означал несколько другое занятие, для законного мужа гораздо более неприятное...
И второе, что здесь следует отметить. Понимать эпоху, кажется, не совсем то, что знать биографию автора. Ведь от нас требуют знать точную дату и место рождения, состав семьи, детство, образование ит.д. и т.п.
Конечно, все вышеназванное повлияло на творчество, ровно как и друзья, любовницы, болезни... Но, может, оставим такие исследования литературоведам? А детям дадим получить удовольствие от интересной истории. Не углубляясь в духовные терзания автора.
Если я не поздравлю Пушкина с днем рождения, он же на меня не обидится?
Знание "подноготной" влияет на восприятие
У вас так не бывает? Читаешь автора, нравится. даже больше, приходишь в восторг. настолько глубоко, созвучно каждой твоей мысли...
А потом узнаешь какую-то подробность из его жизни - и кажется, что все написанное ложь.
У меня так было, например, с Мариной Цветаевой, чьими стихами я зачитывалась в определенный период жизни. Пока не узнала, что она сдала своих дочерей в приют, где одна из них умерла от голода...
И стихи Цветаевой теперь вызывают не самые приятные чувства.
А сейчас еще и политика активно пытается вмешиваться в восприятие искусства. Исполнителей, авторов усиленно делят на "наших и не наших", "правильных и неправильных".
Искусство влияет на жизнь. Искусство идеологически заряжено. Да.
Но ведь большинство литературных произведений, особенно школьной программы, - это про общечеловеческие ценности. Это о любви, дружбе, доброте и милосердии. И о ненависти, зависти, корыстолюбии.
Тогда какая разница, родился автор в богатой семье или в бедной?
Я бы вообще объединила литературу и историю в один предмет. И объясняла детям историю прямо по мере изучения литературы.
Вот прочитали с ребенком чеховского "Ваньку". И как тут не рассказать, а почему мальчика дед отправил в чужой дом. Он был злой? Не любил внука?
Еще "ленту времени бы повесила на стену. И отмечала: вот здесь Ванька жил. А мы - здесь.
А даты? Их зачем знать? Может, достаточно помнить век? Понимать, что было раньше, что позже? Какие события одновременно происходили в разных странах?