Найти в Дзене
UrbanDzen

Дома-коммуны: эксперимент с жильём и бытом

Дома-коммуны - это не просто тип жилья. Это попытка реализовать революционные идеи в архитектуре и быте. Об этом эксперименте сегодня и поговорим. Фаланстеры Идея домов-коммун выросла из концепции "фаланстера", выдвинутой французским социалистом-утопистом Шарлем Фурье ещё в начале XIX века. В его учении фаланстер - это центр жизни фаланги, коммуны на 1600-1800 человек (оптимальной он считал численность в 1620 человек), с общественными помещениями и отдельными комнатами для проживания членов фаланги. Суть проста - жить вместе и трудиться вместе ради общего блага. Реализовать свою идею ему не удастся, в отличие от его последователей. Правда, долго ни одна фаланга не просуществует. Попытки создать фаланстеры были и в России, причём ещё до революции, например, Знаменская коммуна - детище литератора В.А.Слепцова. А за 17 лет до этого Михаил Васильевич Петрашевский, будучи ярым последователем идей Фурье, построил фаланстер для своих крестьян. Те, однако, задумку не оценили и фаланстер просто
Оглавление

Дома-коммуны - это не просто тип жилья. Это попытка реализовать революционные идеи в архитектуре и быте. Об этом эксперименте сегодня и поговорим.

Фаланстеры

Идея домов-коммун выросла из концепции "фаланстера", выдвинутой французским социалистом-утопистом Шарлем Фурье ещё в начале XIX века. В его учении фаланстер - это центр жизни фаланги, коммуны на 1600-1800 человек (оптимальной он считал численность в 1620 человек), с общественными помещениями и отдельными комнатами для проживания членов фаланги. Суть проста - жить вместе и трудиться вместе ради общего блага.

Концепция фаланстера Фурье
Концепция фаланстера Фурье

Реализовать свою идею ему не удастся, в отличие от его последователей. Правда, долго ни одна фаланга не просуществует.

Попытки создать фаланстеры были и в России, причём ещё до революции, например, Знаменская коммуна - детище литератора В.А.Слепцова. А за 17 лет до этого Михаил Васильевич Петрашевский, будучи ярым последователем идей Фурье, построил фаланстер для своих крестьян. Те, однако, задумку не оценили и фаланстер просто сожгли.

После Октября

Первые дома-коммуны, или дома Совета начинают появляться уже с октября 1917 года. Смольный, например, стал не только штабом революции, но и домом для 600 человек: там расположились жилые квартиры, библиотека, столовая, ясли, баня и музыкальная школа.

В начале 1921 года в Москве на "Съезде по оздоровлению населённых мест" была принята резолюция о домах-коммунах. С этого момента начинается разработка проектов домов нового типа.

Суть дома-коммуны - обобществление быта. Люди должны питаться в общих столовых, трудиться вместе, отдыхать в общих гостинных, стирать в общих прачечных. Дети должны воспитываться в яслях и детских садах, а не в семье, а о хозяйстве и бытовых вопросах человек не должен задумываться в принципе. Разве что спать человек должен отдельно от других, хотя и тут некоторые архитекторы выдвигали радикальные предложения: например, архитектор Н.С. Кузьмин предлагал делать общие спальни на шесть человек и отдельные комнаты для двоих, где могли бы уединяться по расписанию супруги.

Дом Наркомфина не является домом-коммуной в полном смысле этого слова, но содержит множество его черт
Дом Наркомфина не является домом-коммуной в полном смысле этого слова, но содержит множество его черт

Идею домов-коммун активно подхватил комсомол, ведь только в новом быте, основанном на коллективизме, можно взрастить нового человека.

Молодёжь скорее, чем кто-либо должна и может покончить с традициями отмирающего общества... Пролетарский коллективизм молодёжи может привиться только тогда, когда и труд, и жизнь молодёжи будут коллективными.
Лучшим проводником такого коллективизма могут явиться общежития-коммуны рабочей молодёжи. Общая коммунальная столовая, общность условий жизни - вот то, что необходимо прежде всего для воспитания нового человека.
газета "Северный комсомолец", 1924 год

Обобществление быта в молодёжных общежитиях-коммунах предполагалось полным и во всех сферах жизни. Как вы понимаете, во всех сферах жизни - это не преувеличение.

Половой вопрос просто разрешить в коммунах молодёжи. Мы живём с нашими девушками гораздо лучше, чем идеальные братья и сёстры. О женитьбе мы не думаем, потому что слишком заняты, и к тому же совместная жизнь с нашими девушками ослабляет наши половые желания. Мы не чувствуем половых различий. В коммуне девушка, вступающая в половую связь, не отвлекается от общественной жизни.

Это полностью соответствовало духу того времени - отказ от старого мира, отказ от традиционных укладов. Вместо семьи должна была появиться коммуна, вместо собственного жилья - общий быт.

Мечты о жилье нового типа, о светлом будущем выражались в ярких, новаторских проектах. Конструктивизм как нельзя лучше подходил для реализации смелых идей.

Закат идеи домов-коммун

Эпоха домов-коммун была яркой, но очень недолгой. Идеи об обобществлении всего и вся столкнулись с жестокой реальностью: людям было непривычно отказываться от какой-либо приватности и собственного уголка. Слишком уж утомляло коммунаров тесное соседство с другими людьми.

Для строительства домов-коммун требовались деньги, тогда как государство тратиться на это не желало (приоритет у индустриализации): проекты признавались неэкономичными.

Жилищный кризис, преследовавший советскую власть чуть ли не с момента её основания, никуда не делся. Для его решения прибегали к разным методам: уплотнение дореволюционных квартир (коммуналки), строительство индивидуального жилья и домов блочного типа (которые тоже затем набивали людьми до предела -> коммуналки), уплотнение сверх установленного проектом предела домов-коммун (в результате получались общежития и коммуналки).

Революционность и новаторство к началу 1930-х сменятся на консерватизм: эксперименты с семьёй и бытом окажутся неуместными при поменявшейся системе ценностей у властей. Конструктивизм поменяют на сталинский ампир, помпезность и оформление которого имеют больше черт с дореволюционной архитектурой.

Вот и получается, что при нежелании (и невозможности) тратить серьёзные финансовые ресурсы на развитие жилого фонда наиболее экономичным способом расселить простой народ окажутся коммуналки. Дома-коммуны же в реальность не впишутся.

В 1930 году партия осудит практику домов-коммун в специальном постановлении, а коммуналки станут основным жильём для большей части городского населения вплоть до начала массового панельного строительства.