Найти тему
С Богом по жизни

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ МОЛИТВЫ

“Страдает ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человеком, подобным нам, и в молитве помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой” (Иак. 5:13-18).

Вот оно — как раз в стихе 17: “Илия был человеком, подобным нам...” Не знаю, как вам, но мне это сложно понять. Как бы я ни старался, мне трудно думать об Илии как о человеке, похожем на меня. А Иаков говорит, что это так! Вот в этом и загвоздка.

Вы помните Илию? Он был грозным пророком Ветхого Завета, который встретился лицом к лицу с нечестивым царем Ахавом и сказал ему, что в его царстве три года не будет дождя. Он был отважным человеком веры, который помолился Богу об умершем мальчике, и мальчик был воскрешен к жизни. Он был тем бесстрашным защитником Божьей истины, который на горе Кармил бросил вызов четыремстам пятидесяти пророкам Ваала и четыремстам пророкам Астарты, чтобы они низвели огонь с неба, и снес им головы, празднуя победу. Как может обычный человек, живущий в двадцатом веке, быть подобен такому человеку? Возможно ли вообще такое?

Нам необходимо понять, о чем говорит Иаков. А Иаков говорит, что великий народ Божий это те, кто молится! Это не обязательно те люди, которые говорят о молитве, рекламируют свою веру в молитву или даже пытаются все объяснить о молитве. Истинно великий Божий народ — это смиренные и преданные люди, которые просто не жалеют времени для молитвы. У этих людей его не больше, чем у остальных из нас; просто они считают молитву важнее того, чем большинство из нас заполняет свою жизнь. Веря в могущественного Бога, который слышит просьбы Своих детей и отвечает на них, эти люди, подобно Илии, пользуются Его силой, которую они черпают посредством молитвы.

Поскольку послание Иакова носит такой практический характер, естественно предположить, что оно коснется и вопросов молитвы. Так оно и есть! Иаков показывает, как вера изменяет и наше отношение к молитве. В тексте нашего урока, Иак. 5:13-18, мы обнаруживаем рекомендации по молитве, которые требуют тщательного изучения.

ТРУДНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ТРЕБУЮЩИЕ МОЛИТВЫ

Как и ко всему в своем послании, Иаков подходит к этому назиданию в высшей степени практически. Он говорит, в какие моменты и при каких обстоятельствах необходимо молиться. В частности, он называет три обстоятельства, когда нам нужно смирять себя перед Богом в молитве, — когда страдаем, когда болеем и когда согрешили. Давайте рассмотрим каждое из этих обстоятельств в отдельности.

Во-первых, необходимо молиться перед лицом страданий. В стихе 13 Иаков говорит: “Страдает ли кто из вас, пусть молится...” Другие переводы помогают нам понять слово “страдает”. Восстановительный Перевод: “Кто-то среди вас терпит зло...”; Слово Жизни: “Если кому-либо из вас встретились в жизни трудности...”; Современный Перевод: “В беде ли кто из вас...” Греческое слово имеет более широкий смысл, чем любое из этих слов. Покойный Дж. Робертс так описал это слово:

«Страдание, о котором говорится здесь, несколько более общего характера, нежели болезнь или недуг. В других случаях употребления оно может подразумевать страдание от невзгод (2 Тим. 2:9), в частности трудностей благовестнической жизни (2 Тим. 2:3; 4:5). Иаков повторяет то же слово, которое он употребил в 5:10, когда говорил о “страдании и долготерпении пророков”».

Имея такое представление об этом слове, вы начинаете понимать: Иаков говорит, что в случае любой боли, горя, утраты, уныния или печали следует обращаться к молитве. Когда Бог слышит эту молитву и отвечает на нее, посылая необходимую помощь и силу, надо не забыть возблагодарить Бога за Его любовь и поддержку.

Далее Иаков указывает, что во время болезни мы должны в молитве просить у Бога исцеления. Он делает это, говоря: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного” (5:14, 15). Читая эти стихи, мы часто настолько увлекаемся спорами о скрытом смысле этого отрывка, что забываем главное, о чем говорит Иаков: молитесь о больных. Это самое распространенное из всех физических расстройств, и Иаков говорит, чтобы мы возлагали это на Бога (1 Пет. 5:6). Что излечивает больного? Иаков говорит, что “молитва веры”. Молитва веры — это молитва, вознесенная с верой, что Бог может сделать то, о чем мы просим (1:6; 1 Ин. 5:14).

Но мы просим с верой, а некоторые больные не выздоравливают! Всегда ли больные исцеляются? Нет. Поймите меня правильно. Я убежден, что наши молитвы могут побудить Бога действовать в нашем мире и что-то менять. Это демонстрирует пример, когда Бог прибавил пятнадцать лет к жизни Езекии (4 Цар. 20) в ответ на его молитву. Ключ к пониманию этого может находиться в 1 Ин. 5:14, где Иоанн говорит: “...когда просим чего по воле Его...” Иногда мы так сильно чего-то хотим, что забываем подумать над тем, какой может быть Его воля. Нам необходимо вернуться назад, чтобы проанализировать молитву Иисуса в Гефсиманском саду и перенять дух этой молитвы. Нет ничего плохого в том, чтобы говорить Богу, чего мы хотим, но нам также необходимо просить силы и мужества, чтобы принять Его волю, какой бы она ни была.

В-третьих, Иаков говорит, что нам нужно обращаться к Богу, когда нас отягощает чувство вины за свои грехи. В ст. 15 и 16 он говорит: “...если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться”. Из контекста видно, что во второй части стиха 15 говорится о том же человеке, который упомянут в стихе 14 и в первой части стиха 15. Эти стихи не учат, что болезнь приходит к людям только как прямое следствие их собственных грехов. А учат они, по всей видимости, тому, что болеющий человек может задуматься над тем фактом, что он, пока был здоров, отвергал Бога, и захотеть прямо во время болезни покаяться в этих грехах и получить прощение. Иаков учит, что у Бога есть “условие” для прощения грешного сына Божьего. Это практически то же, что говорит Иоанн: “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Ин. 1:9). Иаков и Иоанн, оба говорят о том, что человек должен в смирении признать свои грехи как перед Богом, так и перед братьями, и попросить Бога об очищении. В данном тексте не имеется в виду исключительно то, что мы считаем “формальной исповедью” перед церковью, но в нем, несомненно, говорится и об этом. В нем также не предписывается некий установленный порядок, как проводить подобные исповеди. Очевидно, что это можно делать по-разному: на собрании, как учат стихи 15 и 16, в присутствии старейшин, один брат перед другим или любым иным удобным образом, при котором задетые стороны могут узнать о раскаянии человека. Но Иакова волнует не столько способ, сколько сама необходимость в молитве исповедания.

ДИНАМИКА УСИЛЕННОЙ МОЛИТВЫ

Рассказав о том, в какие моменты необходима молитва, Иаков говорит: “...много может усиленная молитва праведного” (Иак. 5:16). По-видимому, “праведный” это человек, который покаялся в своих грехах и получил прощение. Молитва такого человека может дать результаты. Чтобы мы поняли, что это означает, Иаков приводит нам пример. Он говорит: “Илия был человек, подобный нам, и в молитве помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой” (Иак. 5:17, 18). Снова эта строка: “Илия был человек, подобный нам”. С тем, что мы уже узнали о молитве и ее силе, мы снова спрашиваем как? Мы узнали, что Илия пользовался таким же источником силы, который доступен нам. Урок, который нам необходимо усвоить, состоит в том, что силу и способность прожить жизнь, можно получить только от Бога. Молитва не только меняет нас, побуждая полагаться на Бога, но с ее помощью Бог может что-то для нас изменить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

До тех пор пока мы не научимся молиться, мы будем лишать себя многих благословений, которые мы могли бы иметь и использовать во славу Божию и для своего собственного духовного развития. Рассказывают историю, что однажды Генри Форд приобрел за миллион долларов полис страхования жизни. Его хороший друг, который занимался страховым делом, спросил его, почему он не приобрел этот полис у него. Последовал ответ: “Ты меня не просил”.

Эти стихи не побуждают ли вас задать себе вопрос, сколько благ мы не получаем от Бога потому лишь, что не просим о них в молитве? Иаков показывает, что вера меняет нашу жизнь, ибо она учит нас:

1. Жить в постоянном общении с Богом.

2. Обращаться к Богу с уверенностью, что наши нужды будут щедро удовлетворены.

3. Исповедовать свою слабость и греховность, признавая зависимость от Бога и повинуясь Его воле.