Человек — общественное существо и не способен к жизнедеятельности отдельно от общества. Общество подразумевает наличие общих ценностей, стремлений, представлений об опасности. Жизнь в обществе невозможна без общения. При этом, как любое сложное образование — человеческое общество есть свод неравенства. И чем значительнее и сложнее таковое общество (#государство), тем совершеннее должны устанавливаться связи между различными членами такового. К определенному времени своего существования, при стечении увеличения членов такого общества, усложнении их связей, взаимообязательств и возрастании определённых трений должны происходить либо разрушения сложившихся образований, либо качественные его изменения. Видимо одним из таких качественных новообретений в далёкой древности явилось школьное образование. Уверен, что появление письменности (в её зачаточном состоянии) её распространение, закрепление в памяти всех используемых знаков связаны между собой.
Было ли образование до появления письменности? — также думаю, что да: вполне возможно представить себе бесписьменное достаточно сложное общество, но представить таковое без отлаженных путей и способов передачи накопленных знаний и сведений уже не могу. И здесь я не говорю о передачи навыков и хитростей ремёсел или сокровенных тайн жрецов и знахарей, а имею ввиду необходимость подготовки ответственных, "узловых лиц", чиновников в которых нуждается любое государственное образование. Знания устройства общества, порядка и сроков проведения работ, учёт обязанностей, накоплений, задолжностей, передача и хранение таковых сведений настолько важны для государства, что рано или поздно оно должно создавать особые заведения для подготовки этих самых будущих "узловых лиц". Видимо, объёмы сведений необходимых к запоминанию, их сложность и разносторонность и подстегнули к использованию особых знаков, запечатляемых на любых подручных поверхностях и материалах.
Было ли образование до появления письменности? — также думаю, что да: вполне возможно представить себе бесписьменное достаточно сложное общество, но представить таковое без отлаженных путей и способов передачи накопленных знаний и сведений уже не могу. И здесь я не говорю о передачи навыков и хитростей ремёсел или сокровенных тайн жрецов и знахарей, а имею ввиду необходимость подготовки ответственных, "узловых лиц", чиновников в которых нуждается любое государственное образование. Знания устройства общества, порядка и сроков проведения работ, учёт обязанностей, накоплений, задолжностей, передача и хранение таковых сведений настолько важны для государства, что рано или поздно оно должно создавать особые заведения для подготовки этих самых будущих "узловых лиц". Видимо, объёмы сведений необходимых к запоминанию, их сложность и разносторонность и подстегнули к использованию особых знаков, запечатляемых на любых подручных поверхностях и материалах.
#cka3ka cka3ok #древнее междуречье #древний мир #древний восток #история древнего мира #саргон