Найти тему

Чёрная курица, или Начало русской литературной сказки

Иллюстрация к сказке Ники Гольц
Иллюстрация к сказке Ники Гольц

Сегодня я хочу рассказать об одной из самых любимых сказок детства - “Чёрная курица, или Подземные жители”. Я уже упоминала о ней в заметке об Алексее Константиновиче Толстом, для которого она и была написана его дядей, Алексеем Алексеевичем Перовским.

Об этом авторе мало что помнят сейчас, но в своё время он был не последним человеком в литературе: состоял членом Вольного общества любителей российской словесности, дружил с Карамзиным, Жуковским, помогал Пушкину защищаться от нападок после публикации “Руслана и Людмилы”. Помимо родства с А.К.Толстым, также был дядей Алексея и Владимира Жемчужниковых (соавторов-создателей Козьмы Пруткова), внебрачным сыном графа Алексея Кирилловича Разумовского (что-то с именем Алексей в этой семье было не так), а среди его непрямых потомков (по линии родного брата, если не ошибаюсь) - известная революционерка, руководившая убийством Александра II, Софья Перовская. Вот такая интересная семья.

Если говорить о литературе, то Перовский был известен переводами Карамзина на немецкий, а для современного читателя из его произведений интереснее всего будет изданный под псевдонимом Антоний Погорельский сборник мистических новелл “Двойник, или Мои вечера в Малороссии”. Ну и, конечно, наша сегодняшняя сказка.

Вообще жанр авторской сказки, как и детская литература в целом, в это время (1829г) только зарождался. О причинах этого традиционно говорят много и везде, но если кратко, то происходит этот всплеск интереса под влиянием сентиментализма и, позже, романтизма. Эти стили первыми обратили внимание на важность детства как периода становления личности. Эту тему любят развивать искусствоведы, сравнивая портреты детей эпохи классицизма и сентиментализма, но и в литературу постепенно приходит осознание того, что для детей нужны особые книги. К такому выводу пришёл и наш автор, занимавшийся воспитанием племянника.

Конечно, в “Чёрной курице” много типичных черт традиционной волшебной сказки по Проппу: спасение героем волшебного существа, благодарность в виде “исполнения желаний”, нарушение запрета. Но это только первый слой.

А дальше трактовки расходятся, что для меня однозначно служит показателем хорошей книги: каждый видит в ней что-то свое. Это и чистая дидактика, и история грехопадения и покаяния, и эксперимент по смешению волшебной сказки с рыцарским романом, и переиначенная история Фауста, и даже завуалированное описание посвящения в масоны. И чего только не.

Самым сложным элементом здесь для меня остаются масоны, так как с этой темой я знакома только по сценам “Войны и мира”. Знатоки видят в посещении Алёшей подземного царства обряд посвящения в общество. Возможно, это так, тем более, что о Перовском подобные слухи ходили, да и вообще тема для того времени актуальная. Кому интересно - может попробовать сравнить сам и сделать собственные выводы.

С дидактикой напротив всё довольно очевидно: нужно быть скромным, трудиться, незаслуженная награда не приносит удовлетворения и т.д. Понятно и скучно.

Интереснее становится, если добавить к дидактике религиозный подтекст. В этой сказке часто видят историю перехода ребёнка из безгрешного состояния к грехопадению и покаянию. Изначально чистый душой ребёнок через эти испытания становится взрослым. То есть, если брать более широко, проходит обряд инициации, перерождения. Интересно, что центральной темой здесь становится обретение неограниченного знания (пусть и в немного сказочной манере). Вспоминается как Древо Познания и первое грехопадение, так и история Фауста.

Некоторые критики идут дальше и для усиления впечатления обозначают время действия как “предпасхальное” с намёком на понятный символизм. Я бы не стала так уверенно это утверждать. История начинается в период новогодних каникул, затем есть указание “прошло несколько недель” - и не более. Так мы начнём любое весеннее событие связывать исключительно с Пасхой.

Но вернёмся к мистике. Конечно главной интригой здесь остаётся подземное царство и Чернушка. Спуск туда сравнивают с сошествием в Ад, к Чернушке (по-современному меняющей впоследствии пол) примеряют сходство с разнообразными инфернальными образами от простых демонов до самого Дьявола. И не без основания: чёрная курица часто фигурирует в различных магических ритуалах, а в сказке она ещё и оборотень, активный исключительно по ночам.

Но здесь возникает вопрос: если перед нами нечистая сила, то почему она не делает того, что ей положено - не искушает чистую душу грехом? Вспомним, что изначально Алёше предлагают награду за добрый поступок. То, что он выбирает лень и обман, расстраивает подземных жителей. Это не ситуация испытания, а ситуация личного морального выбора, за результаты которого герой расплачивается впоследствии.

После первых изменений в характере Алёши Чернушка повторно предупреждает его об опасности, но и это не помогает. И только страдания других (именно других, не свои, кризис наступает только после последней встречи с Чернушкой) заставляют мальчика перейти к полному покаянию и обновлению.

Вот так выглядит круг основных подходов к толкованию этой сказки.

Целью этого краткого обзора было показать, как по-разному можно посмотреть даже на такой небольшой и кажущийся простым текст. Уверена, что список этот не полный. К примеру, сюда можно смело добавлять связь с ранней версией петербургского текста, о котором писала здесь. И дело не только в месте действия. Это и типичное двоемирие (сосуществование реального и волшебного), инфернальные образы, таинственные старушки-голландки, которые в молодости говорили с Петром, а теперь каким-то образом мешают подземным жителям проникать в наш мир. В конце концов Алёша, как и положено герою петербургского периода, оторван от семьи и родного дома, одинок, оставлен на попечение учителя-немца для обучения и, видимо, перспективной карьеры в будущем.

Надеюсь, каждый сможет найти в этой сказке что-то интересное для себя лично, а, возможно, и дополнить список “скрытых смыслов”. Желаю всем читать вдумчиво!

И не могу не поделиться ещё несколькими иллюстрациями из моего любимого издания сказки (интернет подсказывает, что автор - Ника Гольц). Посмотрите, насколько они атмосферные!

-2
-3
-4
-5
-6