Обратите внимание — речь идёт о выборе именно автора (не меня, любого автора), а не читателя. Сейчас большое количество людей, пишущих на самые разные темы. Понятно, что интернет даёт возможность выложить свои тексты в сеть, но потеряться на его просторах тоже очень просто. Поэтому вопрос о том, как познакомить читателей со своим творчеством, довольно актуальный.
Есть два пути: во-первых, размещение текстов на специальных площадках, где будут соблюдены авторские права; во-вторых, издание бумажной книги, сборника рассказов и т. д. Вот я и решила поразмышлять на тему этого выбора. Я не хочу брать на себя ответственность и что-то советовать, но, возможно, статья будет полезна и подтолкнёт сомневающихся к какому-то пути.
Размещение электронных текстов: плюсы и минусы
Возможности современной техники и разнообразных интернет-ресурсов позволяют практически каждому автору найти свою читательскую аудиторию или, по крайней мере, протестировать свои тексты. Так ли они интересны читателям, как самому автору? Хорош ли слог? Не хромает ли грамотность? Для этого, конечно, стоит подобрать подходящую площадку.
Плюсы сетевого размещения литературного творчества
Доступность. Есть много литературных порталов, где можно разместить текст любого объёма и найти своих читателей. Можно, конечно, завести свой сайт или своё сообщество в какой-то социальной сети. Но потребуется немало сил и финансов, чтобы «раскрутить» собственный ресурс. Поэтому проще начать выкладывать тексты на уже стабильно работающих площадках, типа Литреса, Автор. Тудей, Литмаркета, MyBook или на новом, перспективном ресурсе Литгород, ориентированном на русских авторов и читателей. И на Дзене можно размещать небольшие произведения или научно-популярные статьи.
Бюджетность. Размещение на всех площадках бесплатное. Если автор хочет заказать дополнительную рекламу, то за неё, конечно, надо будет платить. Но авторы нередко обмениваются друг с другом рекламными статьями, тем самым экономя средства и информируя о своих новинках подписчиков других авторов. По крайней мере, ВКонтакте я с таким часто встречаюсь.
Удобство. На всех площадках размещение удобное и для авторов, и для читателей, которые могут оставлять комментарии и обсуждать произведения. То есть от текста до читателей всего пара кликов. Выхода бумажной книги иной раз приходится ждать несколько месяцев.
Возможность монетизации. На большинстве литературных порталов авторы могут продавать свои готовые тексты за определённый процент с продаж и организовывать подписки на книги, над которыми ещё работают.
Такой способ презентации творчества позволяет за сравнительно короткое время набрать неплохую аудиторию читателей и тем самым привлечь внимание издательств, которые охотнее публикуют авторов, уже заработавших популярность.
Минусы
- Пираты. Неистребимое пиратство сильно вредит сетевым авторам, особенно желающим немного заработать на своём творчестве. Покупая тексты на литпорталах, пираты распространяют их бесплатно на своих сайтах. Но это сомнительная благотворительность, так как сами пираты неплохо зарабатывают и на трафике (посещаемости своего сайта), и на размещённой на пиратском сайте рекламе. Вот только авторы, на которых зарабатывают пираты, с этого ничего не имеют. И на публикацию своих текстов разрешения не давали. Так что это воровство, с какой стороны на него ни посмотри. Однако для начинающих авторов пираты менее опасны.
- Остаётся опасность плагиата со стороны собратьев по перу. Если не прямой плагиат, за который можно и в суд подать, то заимствование идеи, сюжета, героев. А заимствование нарушением авторских прав не считается.
- Занятие сетевой литературой предполагает активность автора не только в области творчества. Нужно информировать читателей о своих книгах, развивать свою площадку, даже если она на литературном портале, отвечать на комментарии читателей. И обложки для книг нужно делать самостоятельно или искать художника и заказывать за деньги. И это важная часть работы, так как человека встречают по одёжке, а книгу по обложке. Не все авторы готовы к такой разноплановой активности, не всем хочется на это тратить время и нервы.
Ну, и электронные тексты, даже если это большие книги или сериалы, остаются в восприятии людей чем-то эфемерным, несерьёзным, по сравнению с бумажной книгой. И мало найдётся авторов, не желающих подержать в руках томик своей изданной книги.
Бумажная книга — плюсы и минусы
Сколько бы ни говорили, что бумажные книги сдают свои позиции, но издатели их продолжают издавать, а читатели покупать. Многие (как я, например) просто привыкли читать именно бумажные книги, другие с удовольствием собирают книги любимых авторов, даже читая их в электронном виде, кто-то выбирает бумагу из эстетических соображений и т. д. А насколько бумажная книга популярна у авторов?
Плюсы издания в бумаге
- Публикация в издательстве снимает проблему авторских прав, так как книга в этом случае получает уникальный международный книжный код IBSN. И написавший её человек как бы официально признается автором и писателем.
- Издательство берёт на себя все заботы о редактуре, корректуре, вёрстке, оформлению книги. Даже если публикация за деньги автора, то автор только платит, а не ищет сам литредакторов, корректоров и художников. И ответственность за качество тоже несёт издательство.
- Издательство (в 90% случаев) берёт на себя обязательства по распространению книги и, соответственно, по её рекламе.
- Публикация в бумаге и до сих пор престижна. Свою книгу можно поставить на полку, подарить друзьям, близким, передать в библиотеку родного города. Такое издание хорошо помогает продвигать личный бренд.
Ну, и как я уже писала, просто подержать в руках изданный томик приятно. И даже давно издающиеся авторы помнят те непередаваемые ощущения, что они испытали, взяв в руки свою первую книгу.
Минусы бумажной книги
Минус один, но очень весомый и способный перекрыть все плюсы и заставить человека отказаться от мысли издать свою книгу в бумаге.
Договор с издательством на публикацию книги – эта рулетка, в которую выигрывает незначительное количество авторов. Пишущих сейчас намного больше, чем потребности издательств. При такой огромной конкуренции у них есть возможность выбрать, нет, не лучших, а самых продаваемых авторов. И это понять можно — издательства никто не финансирует, они живут с продажи издаваемых книг. Редакторы, корректоры, верстальщики, типографские работники – все получают зарплату. Бумага стоит денег, так же как и типографская краска. А значит, издательства должны зарабатывать деньги, поэтому они ориентируются на массовый вкус. Да, они могут ошибаться, и книга, как говорят, не выстрелит. Но в этом случае издательство и люди, в нём работающие, рискуют деньгами, а то и своим местом.
Выход есть. Даже два. Либо сделать себе имя в сетевой литературе, стать известным блогером, тогда издательство с бо́льшим интересом отнесётся к вашей книге. Либо издать книгу за свои деньги. Многие издательства предлагают такую услугу. Но это весьма недешево, и к тому же автор чаще всего остаётся без денег, но со своим тиражом, который ещё надо куда-то пристроить.
Вот такой расклад. Если вы ещё вспомните какие-то преимущества и недостатки электронной и бумажной книги, то поделитесь ими в комментариях.