Найти в Дзене
Старпер

Нужно ли читать вместе с ребенком?

Учащиеся начальных классов, родители которых занимаются с ними совместным чтением, изначально получают большой гандикап в понимании прочитанного по сравнению с теми, кто этого лишен. Данной теме посвящена статья Игнасио Сафры во вчерашнем номере газеты «Эль Паис».

Автор утверждает, что в вопросе понимания ребенком прочитанного семейное сопровождение является таким же различающим фактором («в действительности, несколько бóльшим» - считает Сафра), как разное социально-экономическое положение родителей, хотя оба этих фактора зачастую взаимосвязаны. По эффективности он занимает место следом за другим, более тонким – ожиданием успехов ребенка в учебе. При этом намного опережает, к примеру, контроль за выполнением детьми домашних заданий. Правда, последний не следует путать с другой, очевидно более полезной практикой, а именно – «установлением правил и навыков в отношении того, где, когда и как должны выполняться домашние задания». Данная градация следует из оценок фонда Бофилла, опирающихся на международные исследования Pisa и Pirls.

Фонд, располагающийся в Барселоне и занимающийся рассмотрением вопросов образовательной политики с позиций оценки равенства перспектив, только что запустил программу по наращиванию домашнего сопровождения процесса чтения. При этом он охарактеризовал нынешнюю ситуацию как тяжелую. 20% учащихся начальных классов и 23,2% учеников средней школы имеют низкий уровень понимания прочитанного, что является предпосылкой к провалу их школьной карьеры. Исследования показывают, что дети из неблагополучных слоев, добивающиеся успехов в учебе, хорошо читают – выше среднего уровня.

Хуан Мата, педагог и преподаватель Гранадского университета с 40-летним стажем, говорит об этом явлении следующее: "Иногда кажется, что чтение относится исключительно к особой сфере – к школе, но это не так. Школа играет важную роль, но первичной сферой является семья. Ребенок в процессе роста проникается тем, чем он окружен. И большая доля того, что уже наработано семьей, будь то чтение, отношения в обществе, занятия спортом или танцами, обуславливает его будущие вкусы и наклонности».

В том, что касается чтения, данный процесс начинается до того, как ребенок в первый раз перешагнет порог школы, не прекращается он и впоследствии. Суть его заключается в чтении вслух перед отходом ко сну, в семейных беседах о книгах, в посещениях библиотек вместе с родителями, в наличии книг, газет или журналов в доме, в подарках в виде сказок, комиксов или рассказов. «Эта книжная экосистема является решающим фактором, и, скажу с болью в сердце, с этого пункта начинается та кривая, которая разделяет детей, естественным образом входящих в мир чтения, и других, сталкивающихся с препятствиями на входе». Мата указывает, что понимание прочитанного отражается на результатах почти во всех учебных предметах.

Педагог указывает на следующий парадокс. Казалось бы, школа – это лучшее средство для того, чтобы дети из обделенных жизнью семей могли компенсировать свою изначально невыигрышную позицию. Однако, реальная тенденция такова, что стартовое отставание только увеличивается. «Содержание учебников ориентировано на бегло читающих детей. Суждения рассчитаны на детей, имеющих определенный словарный запас. На формирование последнего очень сильно влияет семейное или общественное окружение. И так, медленными темпами, почти с самого начала, идет разделение детей с разной начальной степенью владения чтением, которое, спустя годы, резко заявляет о себе в средней школе».

Кармен Каньябате, не один десяток лет отработавшая учительницей в государственных школах Альмерии – при этом значительную их часть в центрах для проблемных детей, - поделилась своими наблюдениями в отношении разного уровня понимания прочитанного вследствие различий семейной обстановки. «У детей, растущих в культурно насыщенной семейной среде, которая обычно не ограничивается одними книгами, очень заметен накопленный в этом отношении опыт». Большую роль в стирании данных различий Каньябате отводит работе учебных заведений, школьных и муниципальных библиотек.

Отсутствие семейного участия в чтении обычно имеет социальные корни. Есть родители - указывает Хуан Мата, - которые не могут этого делать из-за позднего окончания работы или вечерних смен. Другие, как утверждает преподаватель Барселонского автономного университета Сильвия Бланч, «имеют низкую самооценку в отношении своих способностей быть чтецами и не считают себя могущими участвовать в совместном чтении, а другие думают, что это не их дело и что этим должна заниматься школа». Бланч является соавтором руководства по программе «Семьи, союзники чтения» фонда Бофилла. Хотя содержащиеся в нем указания полезны сами по себе, Бланч, также участвовавшая в исследовании, объясняет, что они разработаны с мыслью преимущественно о тех семьях, где обычно не читают с детьми. Помимо рекомендуемой литературы для совместного чтения и предлагаемых методов повышения понимания прочитанного инициатива фонда Бофилла предоставляет родителям простые стратегии, которые, как считает Бланч, также помогают им совершенствовать свои умения, например, играть в слова во время прогулки по улице или в метро.

Хуан Мата считает, что проблема понимания прочитанного и неравных возможностей получения детьми сопровождения важна настолько, что должна восприниматься в качестве приоритетной и что она переросла масштабы школы, задевая в целом все общество. Новая программа фонда Бофилла идет параллельно с прежней, которая действует десять лет. В ней участвуют волонтеры (до 1800 человек), которые занимаются сопровождением чтения на каталанском и испанском языках в государственных библиотеках и в учебных заведениях для тех детей, которые не получают его у себя дома. Одним из таких волонтеров является 76-летний Марио Арменгоу, который начал участвовать в проекте десять лет назад, после того, как вышел на пенсию, отработав до того 40 лет в сфере промышленного кондиционирования воздуха. «У меня нет внуков, и я делаю для этих детей то, что делал бы, имей я собственных внуков, то есть помогаю им. Очень радостно видеть, как их взгляд становится все смелее с каждым новым успехом».

Не знаю, как вам, но тема «человек и книга», а внутри нее – «ребенок и книга», всегда казалась мне чрезвычайно интересной. Обязательно что-нибудь напишу по этому поводу в ближайшие дни. А пока с удовольствие почитаю в ваших комментариях, что вы думаете о теме, освещенной в статье «Эль Паис», в приложении к нашим реалиям.

ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2625 ДНЕЙ (ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА")