Сегодня, внезапно, не о моде, а о театре. Поскольку, просматривая один дамский журнал на 1888 год, я наткнулась на любопытную статью - заголовок привлёк внимание, а дальше я читала... и не могла отделаться от впечатления, что вот они, истоки анекдотов про тёщ.
Итак...
"Вообще жалуются, что новейшиe драматические писатели, особенно в комедиях, небрежно относятся к выражению характера представляемых ими лиц, изображая в них каррикатуры или, что еще хуже, внушая ложные понятия о людях. Если это дурно относительно изображаемых на сцене мужчин, то оно несравненно хуже, когда дело касается матерей, а тем более тещ, представляемых в новейших пьесах. Как редко случается нам видеть на сцене изображение священного самоотвержения материнской любви. Обыкновенно театральные матери какие-то тщеславные дуры, старые кокетки, сварливые бабы и знатные свахи своих дочерей и племянниц. К безхарактерным своим мужьям они относятся своевольно, едко, насмешливо и капризно или же ханжат из приличия и ради хорошего тона, а также занимаются пересудами, проповедуют ложь в общественной жизни и т. н. Чему же могут выучиться дочери от таких образцов?"
"Всего более зло пустило глубокие корни при изображении тещ. С легкой руки пустейшей пьесы „Средство против тещ" последние теперь обязательно должны быть на сцене только отвратительными каррикатурами. Этого сорта уроды даже сделались специальностью многих даровитых артисток. Театральные интересы относительно ролей и жестокая наклонность толпы к осмеиванию тещ побудили к постоянной эксплоатации любимого мотива и поощряли авторов к безобразным преувеличениям.
Что теща, также и мать, действует под влиянием материнской любви и из-за нее старается пользоваться своими правами—на это в пьесах не обращается решительно никакого внимания: их страдания и негодование должны только помешать. Теперь на сцене обязательно, чтобы теща была нарушительницею семейного мира и злейшею бабою; другою она в театре немыслима".
"Гораздо реже появляется в новейших пьесах на сцене старая девица, но тогда она почти всегда особа несносная, язвительная, завистливая и злорадостная. Ни один автор не обращает внимание на то, что в действительной жизни пожилые незамужние вовсе не таковы. Безрадостная жизнь этих членов семейств на самом деле обыкновенно полна трогательных благородных проявлений характера. Не один Готье представил картину старой незамужней в сиянии „прекрасной души", но и многие истинно великие писатели изображали с поразительною правдивостью самоотверженность верных помощниц и неизменных друзей семейства. В новейших же пьесах старые девы почти всегда выставляются на грубое посмешище и им приписывают самые отвратительные и отталкивающие свойства характера".
"Напротив того особенною благосклонностью пользуются веселенькие подростки, шалуньи в семействе; в них оказывается прелестным решительно все; у них все восхитительно, и их надобно расцеловать за всякий их поступок, даже за шалости. Они отважны, дерзки, умны не по летам, нахальны, кокетливы, влюбчивы и непомерно притязательны, коротко сказать, каррикатуры результатов новейшего образования и, собственно говоря, должны были бы отталкивать, тем не менее в театре они нравятся более самых лучших, умных и благородных девушек".
Смешанные чувства у меня от этой статьи, если честно. :)
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!