Найти в Дзене
Ирина Богатикова

Интертекстуальность в кино: 4 кадра из фильмов, которые цитируют знаменитые картины

Интертекстуальность — изначально литературный термин, обозначающий особые диалогические отношения между разными текстами.

В широком смысле слова текст — это любое произведение культуры — и книга, и кинофильм, и музыкальная композиция, и картина. Сторонники теории интертекстуальности утверждают, что любой текст пронизан другими текстами. 

В эпоху постмодернизма интертекстуальность в кинематографе становится одной из форм художественной выразительности. В статье мы рассмотрим это явление на примерах самых известных фильмов, цитирующих не менее известные картины.

«Солярис» Андрея Тарковского и «Возвращение блудного сына» Рембрандта

В фильме Тарковского психолог Крис Кельвин отправляется на полуразрушенную станцию землян, находящуюся на орбите планеты Солярис, покрытой мыслящим океаном. 

Этот океан способен воплощать самые мучительные и постыдные воспоминания человека. 

Крису океан Соляриса посылает воплощение его жены Хари, которая не вынесла участи покинутой женщины и совершила самоубийство. 

Крис продолжает жить, но его мучает чувство вины. В конце фильма его настигает истинное раскаяние, и затем он возвращается в отчий дом, который, впрочем, оказывается тоже созданным Солярисом. 

В финальной сцене перед зрителем оживает картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Крис преклоняет колени перед отцом и они заключают друг друга в объятия. 

Если мы вспомним библейскую притчу, ставшую основой сюжета картины Рембрандта, то поймем, что пребывание на космической станции можно сравнить с безвыходным положением, в котором оказался блудный сын, разорившись.

Для Криса Кельвина космическая станция — замкнутое пространство, в котором его душа мучается чувством вины и угрызениями совести. Искренне раскаявшись, он получает возможность вернуться в объятия Отца. Не только земного, но и Небесного. Ведь тема блужданий и утраты небесного царства терзала и Тарковского. Вот так он отразил ее в фильме, вернув своего героя в объятия Отца, на маленький островок Прощения в океане Вечной Любви. 

«Очень страшное кино» Уэса Крэйвена и «Крик» Эдварда Мунка

-2

«Крик» Мунка, созданный в конце 19 века — своего рода прогноз состояния людей в грядущем веке мировых войн, нацистских лагерей, Хиросимы и Нагасаки. На картине изображен внутренний мир человека, сотканный из ужаса и отчаяния, на фоне кроваво-красного неба. 

Создатели фильма «Очень страшное кино» намеренно взяли за основу для маски убийцы лицо с картины Мунка. Этот застывший крик ужаса наводит на мысль о ночном кошмаре, когда хочешь кричать, но можешь только беззвучно открывать рот. 

«Пятый элемент» Люка Бессона и «Сломанная колонна» Фриды Кало

-3

Лилу — хрупкая девушка с оранжевыми волосами, показавшая бездушному миру, на что способна внутренняя сила и любовь. 

Костюмы для фильма «Пятый элемент» создал никто иной, как Жан-Поль Готье.

Глядя на Лилу в облачении, похожем на несколько белых бинтов, мы сразу поймем, кто и что вдохновляли модельера. Фрида Кало — пример несгибаемой силы духа, жившей в теле, постоянно рискующем распасться на части. Попав в аварию в 18 лет, Фрида была вынуждена всю жизнь мириться с болью, хромотой, неспособностью выносить ребенка. 

В 1944 году она создала автопортрет «Сломанная колонна», изобразив обнаженную девушку в бинтах, расколотую ионической колонной.

Что общего у Лилу и Фриды Кало? Та самая сила духа, которая позволяет одной спасти мир, а другой — жить, преодолевая ежедневную боль и создавать искусство, находящее отклик в каждом.

«Меланхолия» Ларса фон Триера и «Офелия» Джона Милле

-4
Ей травами увить хотелось иву,
Взялась за сук, а он и подломись,
И, как была, с копной цветных трофеев,
Она в поток обрушилась. Сперва
Ее держало платье, раздуваясь,
И, как русалку, поверху несло.
Она из старых песен что-то пела,
Как бы не ведая своей беды
Или как существо речной породы.
Но долго это длиться не могло,
И вымокшее платье потащило
Ее от песен старины на дно,
В муть смерти.

У. Шекспир, «Гамлет», акт 4, сцена 7

Так описывает Шекспир гибель Офелии, потерявшей рассудок на почве убийства ее отца Гамлетом, которого она любила. Офелия плывет по реке в окружении красиво прописанной флоры, с безмятежным выражением лица, словно не осознавая, что умирает. Постепенно тяжелый наряд пропитывается водой и утягивает её на дно. 

В прологе фильма «Меланхолия» Ларса фон Триера мы видим главную героиню Жюстин, плывущую по реке в свадебном платье с отрешенным выражением лица, «как бы не ведая своей беды». 

Жюстин, как и Офелия, постепенно сходит с ума, впадая в депрессию в ожидании апокалипсиса, который должен произойти, когда планета Меланхолия столкнется с Землей.

Картина Милле появляется в фильме еще раз, когда Жюстин убирает из домашней библиотеки раскрытые книги с абстрактным искусством и ставит на полки другие репродукции, в том числе и «Офелию» Милле. 

«В общем, да, все идеи краденые, так всегда и бывает», — говорит фон Триер в одном из интервью. Интертекстуальность как она есть. 

Искусство проникает в другое искусство и взаимодействует с ним, создавая многомерный поток смыслов. Наша задача — научиться понимать эти смыслы, чтобы познавать разные области искусства во всей их полноте. 

Хотите узнать об этом подробнее? Присоединяйтесь к аккаунту Ирины Богатиковой в Instagram и клубу Art-Q в Telegram!

#искусство #культура