2 ноября 1977 года на Курском вокзале была обнаружена бесхозная сумка, в которой находилась взрывчатка… Только чудом удалось избежать мощного взрыва…
Описывают эту криминальную историю по-разному, поэтому предоставим слово руководителю оперативно-следственной группы генерал-майору КГБ Вадиму Удилову. Но прежде отметим, что эта группа была создана еще в январе того же года и включала самых опытных сотрудников прокуратуры, МВД и КГБ СССР. Создали ее сразу после серии терактов, потрясших столицу.
8 января 1977 года в Москве прогремели сразу три взрыва. Первый в вагоне поезда метро между станциями Измайловская и Первомайская (в 17:33). Второй в продуктовом магазине № 15 на улице Дзержинского (Большая Лубянка) (в 18:05). Третий - в урне на улице 25 Октября (Никольская) (в 18:10).
От взрыва в метро погибли семь человек. Всего же ранения в ходе терактов получили 37 человек.
Оперативно-следственная группа генерал-майора Вадима Удилова проделала огромный объем работы, тщательно проверяя все предметы, обнаруженные на местах январских взрывов (осколки взрывных устройств, чугунной утятницы, часового механизма, стальные шпильки, осколки с природной примесью мышьяка и др.).
Одной из самых ценных улик стала сумка бежевого цвета, в которой террористы переносили бомбы. Ее клочки собрали в вагоне метро, в котором произошел взрыв. По этим клочкам составили «фоторобот» сумки, который был разослан во все подразделения КГБ в стране. И один из сотрудников, дежуривших в ташкентском аэропорту, обратил внимание на пассажирку с такой сумкой. Оказалось, что она была сшита на Ереванской кожгалантерейной фабрике. Другие улики тоже свидетельствовали, что следы преступления надо искать в Армении...
В тот день, когда Вадим Удилов летел с опергруппой в Ереван, преступники ехали в Москву, намереваясь совершить там новый теракт. Это были те же самые террористы, которые совершили тройной теракт в январе. В конце октября они приняли решение взорвать бомбу на Курском вокзале в Москве.
Сумку с бомбой оставили в зале ожидания вокзала.
Вадим Удилов вспоминал:
«Взяв билеты на поезд Москва-Ереван, террористы сидели в зале ожидания. Примерно за 20 минут до отхода поезда они собирались покинуть зал ожидания, включив предварительно часовой механизм, и оставив сумку с бомбами на скамье. До отправления поезда было еще часа два с половиной. В зале к вечеру накопилось множество людей, стало душновато. Один из преступников снял с себя спортивную, типа динамовской, синюю куртку и вместе с шапкой втиснул их сверху в сумку с бомбами. Перед выходом он собирался было забрать шапку и куртку с собой. Но... они почти прозевали наряд милиции, начавший в зале проверку документов и вещей у пассажиров. Увидев наряд, когда до них оставалось несколько человек, один из преступников сунул руку в сумку, включил тумблер (переключатель) часового механизма. Затем под видом поиска туалета оба налегке вышли из зала ожидания и уже больше туда не возвращались.
Взрывной механизм включался с помощью часов через 20 минут. При этом устройство его было таково, что, если переключатель тумблера повернуть влево, ток от батареи пойдет на электролампочку. Если переключатель тумблера повернуть направо, ток пойдет на электродетонатор и произойдет взрыв»[1].
Преступники поставили переключатель влево, опасаясь, видимо, что за 20 минут могут не уйти на безопасное расстояние и рассчитывая, что сотрудники милиции, обнаружив в бесхозной сумке горящую лампочку, захотят ее выключить и повернут переключатель тумблера вправо...
Так случилось (Удилов об этом пишет подробно), что бесхозную сумку сотрудники милиции обследовали лишь на следующий день. И первое, что сделал дежурный по отделению, это переключил тумблер вправо, как и предполагали террористы. Но, к счастью, проработавшая в течение 16-17 часов батарея к этому времени села настолько, что для подрыва детонатора сила тока оказалась недостаточной…
В сумке была обнаружена синяя спортивная куртка. Оперативники предположили, что преступник, вероятно, севший в поезд, был и в спортивных брюках такого же цвета. Срочно направили ориентировки и вскоре в поезде Москва-Ереван были задержаны Акоп Степанян, 1947 года рождения, и Завен Багдасарян, 1954 года рождения. Позже вышли на идейного руководителя преступников - Степана Затикяна, основавшего националистическую группу экстремистского толка, названную им Национальной объединённой партией Армении.
В ходе следствия мать Степаняна опознала сумку, в которой находилась бомба, как сумку сына. Кроме того, в ходе обысков на квартирах задержанных были обнаружены элементы взрывных устройств, которые были аналогичны московским.
Несмотря на эти и другие "железобетонные" доказательства, правозащитники, в том числе академик Андрей Сахаров, подняли волну возмущения, протестуя против несправедливого суда.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий, позиция первого секретаря ЦК компартии Армении Карена Демирчяна тоже была направлена на препятствование следствию, однако впоследствии он согласился с выводами следственной группы
Дело рассматривал Верховный суд СССР. Судебный процесс проходил с 16 по 24 января 1979 года. Все трое были признаны судом виновными и приговорены к расстрелу. 30 января 1979 года Президиум Верховного совета СССР отклонил ходатайство о помиловании и в тот же день приговорённые были расстреляны.
[1] Удилов В.Н. Записки контрразведчика. М. Ягуар. 1994.